Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Учебник спасателя МЧС

       

1.7. Чрезвычайные ситуации и государство

Вопросы защиты населения и территорий от воздействия опасных, вредных, отрицательных факторов ЧС, в том числе военного характера, впервые были поставлены на государственный уровень в нашей стране в 1918 г. сразу после окончания гражданской войны. Такой подход был вызван следующими основными причинами.

  1. Бурным развитием авиации и возросшей угрозой ее использования для нанесения ударов по тыловым объектам, поражения населения, причинения ущерба территориям.
  2. Постоянно растущим производством отравляющих веществ и совершенствованием средств его доставки.
  3. Необходимостью противодействия нарастающей угрозе путем создания средств противовоздушной обороны и противохимической защиты.

Планомерная организация защиты населения и территорий на государственном уровне началась в феврале 1918 г. В этот период германские войска предприняли наступление и вторглись вглубь России. Реальная угроза нависла над Петроградом.

Для борьбы с авиацией противника в городе была создана воздушная оборона. В нее вошли авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. В рамках воздушной обороны был создан штаб обороны Петрограда, наблюдательные пункты, система оповещения, специальные пункты выдачи населению защитных масок, противогазовой жидкости, инструкций. Были открыты курсы по приобретению навыков оказания первой помощи пострадавшим. Для тушения пожаров создавались противопожарные отряды.

1918 г. Революционный комитет обороны города Петрограда обратился к горожанам с воззванием «К населению Петрограда и его окрестностей». В нем впервые излагались правила поведения граждан при налетах самолетов противника: не паниковать, вести себя спокойно, оставаться в здании, не располагаться вблизи окон и на балконах, использовать противогазы и марлевые повязки, смоченные противогазовой жидкостью или водой в случае применения отравляющих веществ.

1918 г. Совет Народных Комиссаров Российской Федерации принял Декрет об учреждении Всероссийской эвакуационной комиссии. Этому органу были поручены разработка и проведение мероприятий, связанных с эвакуацией населения.

В этих первых шагах просматривались очертания будущей государственной системы защиты населения, уменьшения потерь, сохранения материальных и хозяйственных ценностей страны.

1925 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мерах противовоздушной обороны при новых постройках в 500-километровой приграничной полосе». Это был первый государственный акт, согласно которому законодательно устанавливались нормативные требования по проведению инженерно-технических мероприятий противовоздушной обороны. Основная цель мероприятий сводилась к следующему: защита населения, обеспечение бесперебойной работы народного хозяйства, оперативная ликвидация последствий авиационных налетов.

1927 г. Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Этим документом были определены мероприятия по защите территорий и важных объектов от поражения с воздуха. Впервые введен зональный принцип осуществления защитных мероприятий.

1928 г. Совет труда и обороны СССР принял постановление «О противовоздушной обороне важных пунктов в угрожаемой по воздушным направлениям полосе СССР». В соответствии с этим документом предусматривалось проведение следующих мероприятий:

  • в течение пяти лет привести в полную готовность противовоздушную оборону;
  • создать и обучить команды противовоздушной обороны на всех объектах народного хозяйства;
  • организовать выпуск, заготовку и хранение специального имущества, средств защиты, дегазационных препаратов;
  • решить вопросы светомаскировки.

К концу двадцатых годов мероприятия по совершенствованию противовоздушной обороны страны постепенно прибрели общегосударственное значение.

В тридцатые годы в стране насчитывалось более 3 тысяч формирований противовоздушной обороны.

Населению было выдано более 3,5 млн. противогазов. Построено несколько тысяч бомбоубежищ.

Налажены связь и оповещение, разработаны мероприятия по светомаскировке.

Несколько миллионов человек прошли курс обучения по программе противовоздушной обороны.

Особый размах получила подготовка населения по противовоздушной и противохимической обороне. В стране была введена единая 40-часовая программа обучения.

Тридцатые годы характеризуются бурным развитием противовоздушной обороны страны. В самом начале этого периода активно ведется разработка плана противовоздушной обороны страны. Для оперативного руководства противовоздушной обороной страны в составе штаба РККА в апреле 1930 г. создается специальное (6-е) управление. В декабре 1930 г. Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В 1931 г. в стране организуются специальные службы противовоздушной обороны, в том числе: противохимическая, медико-санитарная, противопожарная, ветеринарная, охраны порядка. В мае 1931 г. в Ленинграде были открыты курсы усовершенствования старшего и среднего начальствующего состава противовоздушной обороны. Впоследствии такие же курсы были созданы в Москве и Ростове.

1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Постановление о противовоздушной обороне территории СССР». Этот документ послужил фундаментом для создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО) и в дальнейшем Гражданской обороны СССР. МПВО постепенно превратилась в общегосударственную систему защиты тыла страны, стала важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных сил страны.

Важным элементов повышения обороноспособности страны, в том числе противовоздушной обороны, стало создание и активная работа добровольных, массовых оборонных организаций. Первыми такими организациями стали: Военно-научное общество; Общество друзей Военного флота: Добровольное общество друзей химической и оборонной промышленности. Набрало силу и окрепло Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

В стране регулярно проводились учения противовоздушной обороны. Наиболее массовые учения прошли в Одессе (1927 г.), в Ростове-на -Дону (1928 г.), в Ленинграде (1928 г). О важности этих мероприятий свидетельствуют следующие факты. Учениями в Ленинграде руководил маршал М.Н. Тухачевский, на них присутствовал С.М. Киров, руководители ряда военных округов.

1934 г. В стране был введен нормативный комплекс, а в 1935 г. нагрудный знак «Готов к противовоздушной и противохимической защите». В это же время были введены нормативные требования комплекса «Готов к санитарной обороне». Миллионы жителей нашей страны разного возраста были вовлечены в подготовку и сдачу нормативов комплексов.

1935 г. В Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по противовоздушной и противохимической защите. В них приняло участие более 100 человек. В дальнейшем подобные соревнования стали проводиться регулярно.

Настоящим испытанием для МПВО стали годы Второй Мировой войны. Силы МПВО приняли активное участие в обороне страны, в защите населения и территорий от налетов вражеской авиации, в тушении пожаров, разминировании неразорвавшихся боезарядов, разборке завалов, оказании помощи пострадавшим, восстановлении разрушенных объектов.

Силами МПВО была разобрано 435 тысяч кубометров завалов, восстановлено 1877 километров водопроводных и канализационных магистралей, 873 километра электросетей, 767 километров линий связи, 547 343 квадратных метра шоссейных дорог, 205 мостов, введено в действие 250 крупных промышленных объектов, отремонтировано и построено заново свыше 15 тысяч зданий и жилых домов.

В 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР. Первым начальником Гражданской обороны страны стал Маршал Советского Союза В.И. Чуйков.

Стратегическая задача Гражданской обороны заключалась в защите населения и территорий от поражения в результате применения противником оружия массового уничтожения. Усилия Гражданской обороны страны были направлены в основном на решение проблем военного времени. При этом совершенно недостаточно уделялось внимания вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного, техногенного, социального, эпидемиологического характера, что наглядно подтвердили землетрясение в Армении (1988 г.) и авария на Чернобыльской атомной электростанции (1986 г.).

С целью исправления сложившегося положения ЦК КПСС и Совет Министров СССР 30 июля 1987 г. приняли постановление «О мерах по коренной перестройке Гражданской обороны». Этим документом предусматривалось участие сил и средств Гражданской обороны страны в защите населения и территорий в случае возникновения любых ЧС: стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий и т.п. Однако Гражданская оборона оказалась неспособной в полной мере решать возложенные на нее задачи мирного времени. Для решения этих задач в середине 1980 г. решением Верховного Совета СССР в структуре Правительства был создан специальный орган — Государственный комитет Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям. 15 декабря 1990 г. в стране создается государственная система по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, которые обеспечивали защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

17 июля 1990 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». С целью придания работе этого органа общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики 27 декабря 1990 г. постановлением №606 был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Основная задача этого государственного органа заключалась в прогнозировании, предотвращении и ликвидации последствий различных ЧС, обеспечении постоянной готовности органов государственного управления, сил и средств к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июня 1991 г. № 16-17-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР №221 от 19 ноября 1991 г. на базе ГКЧС РСФСР и Штаба Гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР. В 1994 году этот комитет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. был реорганизован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На новое министерство было возложено решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Для решения вопросов предупреждения ЧС и ликвидации их последствий в Российской Федерации создана и успешно функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru