Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Учебник спасателя МЧС

       

1.4.21. Чрезвычайные ситуации на водном транспорте

«Положение о порядке расследования аварий на морских судах» предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.

Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 часов (пассажирского судна — 24 часа).

Аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Крупнейшим кораблекрушением по числу жертв считается гибель линейного немецкого корабля «Вильгельм Густлофф», торпедированного 30 января 1945 г. советской подводной лодкой С-13. Погибло 7700 человек.

Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тысяч крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тысяч судов, численность экипажей которых превышает 1 млн. человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями, навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тысяч тонн). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тысяч человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.

Мировой флот быстро стареет. В настоящее время примерно 80% всех судов на Земле достигло своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тысячи лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей и океанов покоится свыше 1 млн. судов. На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае.

Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения. К столкновениям может привести ухудшение видимости при неблагоприятных метеорологических условиях, а также влияние «человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д. Как правило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случаев — и к затоплению.

Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.

Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на четверти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва. К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов.

Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.

Тяжелые последствия имеют также столкновения, происходящие с нефтеналивными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тысяч тонн нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям. Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера «Глобе Асимили» и танкера «Экссон Валдиа», напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.

Причиной значительного количества катастроф является техническая непригодность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки. Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплуатации судов.

Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими устойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.

К тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил плавания. Так, 5 июня 1983 г. на Волге вблизи Ульяновска из-за ошибки вахтенного начальника пассажирского теплохода «Александр Суворов», направившего его в несудоходный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человеческими жертвами.

Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами.

Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, является гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г, трансатлантического суперлайнера «Титаник». Его плавание прервалось в 360 км от острова Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек, спаслось около 500 человек. «Титаник» был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков, отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при столкновении разрушил 5 отсеков.

Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта.

Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских просторах.

Чрезвычайные ситуации на воде происходят и с маленькими судами.

1502 г. Флотилия из 30 испанских кораблей взяла на борт золото и другие драгоценности и вышла в открытый океан. Через сутки плавания на корабли обрушился ураган. Часть небольших тяжело нагруженных судов утонули сразу, другие потеряли курс и разбились о прибрежные скалы. Погибло 500 моряков. Все сокровища были утрачены.

1800 г. Вспыхнул пожар на палубе британского фрегата «Королева Шарлотта». Команда численностью 700 человек погибла почти полностью.

1841 г. На борту парохода «Эри» вспыхнул пожар. Погибло почти 250 человек.

1855 г. Клипер «Путеводная звезда» при пересечении Атлантического океана попал в ледяное поле. Корабль и почти 500 человек бесследно исчезли.

1866 г. Ливерпуль покинул американский корабль «Монах морей», на борту которого находилось около 700 человек. Корабль, пассажиры, экипаж, груз бесследно исчезли в Атлантическом океане.

1870 г. Во время шторма в Бискайском заливе затонул британский военный корабль «Кэп-тэн». Все 483 моряка погибли.

1883 г. Во время спуска на воду перевернулся пароход «Дафна». Погибло 195 человек.

1891 г. При столкновении с боевым судном «Энсон» на гибралтарском рейде затонул британский пароход «Утопия». Погибло 562 человека.

1895 г. Вблизи Гибрадиара во время бури затонул испанский крейсер «Рейна Рехента». Команда численностью 402 человека погибла.

1904 г. Взорвался флагманский корабль российского флота. Погибли вице-адмирал С. О. Макаров и русский художник В. В. Верещагин.

1904 г. Американский колесный пароход «Генерал Стокуа» совершал прогулочный рейс. На борту было 1500 человек, в основном женщины с детьми. Пожар на борту послужил причиной гибели 1021 пассажира.

1912 г. Во время первого рейса столкнулся с айсбергом и затонул океанский лайнер «Титаник». Это одна из самых страшных морских катастроф. Погибло 1517 человек.

1913 г. В Персидском заливе затонул немецкий пароход «Адлер». Причина этой катастрофы — бабочки, которые облепили судно. Рулевой потерял ориентировку, пароход налетел на скалы и затонул.

1914 г. Во время сильного тумана столкнулись канадский пассажирский лайнер и норвежский сухогруз. Погибло 1024 человека.

1915 г. На реке Чикаго (США) перевернулся прогулочный пароход «Истленд». В катастрофе погибло 812 человек, в основном женщины и дети.

1915 г. Немецкие подводники двумя торпедами потопили британский пароход «Лузитания». Погибло 1198 человек.

1916 г. Китайский крейсер «Хай-юнь» в тумане столкнулся с паромом «Синью». Погибло почти 1 тысяча человек.

1917 г. В трюме британского броненосца «Вамгард» взорвались боеприпасы. Погибло 804 человека. лодки. На их поиск отправились надводные корабли и подводные лодки. В суматохе и неразберихе, в условиях ночи произошло столкновение нескольких судов. В итоге пострадало 5 подводных лодок и один корабль. Две подводные лодки погибли вместе с десятками членов экипажей.

1918 г. По неизвестным причинам взорвался японский броненосец «Кавата». Погибло 500 человек.

1919 г. В мексиканском проливе у берегов Италии затонул французский корабль «Шаония». Погибло 460 человек.

1920 г. Французский лайнер «Африк» налетел на рифы недалеко от города Ля-Рошель. Все 553 человека погибли.

1939 г. Перед первым погружением новой подводной лодки британских ВМС «Тетис» произошла авария в Ливерпульской гавани. В результате технической неисправности неожиданно в лодку начала поступать забортная вода, что привело к ее затоплению. Погибло 99 человек, удалось спастись только 4 морякам.

1939 г. Во время катастрофы советского судна «Индигирка» у побережья острова Хокайдо погибло 800 человек.

1947 г. Греческий пароход «Химера» вблизи города Афины взорвался на подводной бомбе времён Второй мировой войны. Погибло 392 человека.

1954 г. Неожиданно затонул паром «Принцесса Виктория». Погибло 128 человек. пароход «Стокгольм». Погибло 52 человека.

1963 г. В результате технических неполадок на борту затонула американская атомная подводная лодка «Трешер» с экипажем 129 человек. Все моряки и специалисты, которые участвовали в испытаниях лодки, погибли.

1965 г. В государстве Малави (Африка) произошла страшная трагедия. На реке Шире перевернулся паром с людьми. Сотни людей оказались в воде, которая кишела крокодилами. Из этого кошмара удалось выбраться немногим.

1983 г. На озере Нассера (Египет) загорелся пароход. Все 627 человек погибли.

1986 г. В Цемесской бухте столкнулись теплоход «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Петр Васев». Погибло 398 человек.

1987 г. У берегов Филиппин столкнулись танкер и паром. Погибло более 3 тысяч человек.

1991 г. Итальянский паром «Морис Пинс» в результате густого тумана врезался в нефтеналивной танкер. Возник пожар. Погибло более 70 человек.

1994 г. Балтийское море. Перевернулся и затонул паром «Эстония». Погибло более 852 человек.

2001 г. Во время учений в Баренцевом море затонул российский атомный подводный крейсер «Курск». Погибло 118 членов экипажа.

2002 г. Бангладеш. На реке Мхтма в сильный шторм затонул паром. Погибло свыше 300 человек.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru