Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Учебник спасателя МЧС

       

1.4.20. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

По данным Министерства путей сообщения РФ, на территории нашей страны ЧС на железнодорожном транспорте случаются почти ежедневно.

Лидирующее положение (25%) в числе основных причин ЧС на железнодорожном транспорте занимают сходы с рельсов.

Около 25% крушений и аварий на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах. Характерной причиной таких ЧС служит нарушение правил пересечения переезда транспортными средствами. Широко известна железнодорожная катастрофа, которая произошла в сентябре 1982 г. близ г. Цюриха (Швейцария): электропоезд, проходя через железнодорожный переезд при открытом шлагбауме, столкнулся с туристским автобусом. Погибло около 40 человек, многие были ранены.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.

Ежегодно увеличивается число столкновений и сходов подвижного состава, загруженного опасными грузами, особенно АХОВ. Ущерб, наносимый такими ЧС, обычно очень велик, так как кроме ликвидации последствий собственно самой катастрофы, приходится бороться еще и с вторичными поражающими факторами.

1993 г. В Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом. Произошла утечка опасного вещества. При этом пострадало 39 человек, из которых 11 погибло.

Причиной многих ЧС на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

1988 г. В г. Арзамасе-1 взорвались три вагона взрывчатки (118 тонн). Причина — нарушение правил перевозки взрывчатых веществ. Погибли 97 человек, были ранены 750 человек, без крова остались 700 семей; были разрушены здание вокзала и 250 погонных метров железнодорожного полотна, уничтожены 12 вагонов и две секции локомотива. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 85 м и глубиной 10 м.

1988 г. На станции Свердловск-Сортировочная Южно-Уральской железной дороги взорвались два вагона взрывчатки (104 тонны) по причине грубого нарушения правил проведения маневренных работ. Погибли 6 человек, были госпитализированы 1021 человек, разрушены и повреждены 2 тысячи зданий и строений. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 50 м и глубиной 10 м.

1989 г. Железнодорожная катастрофа при прохождении двух встречных поездов на перегоне «Улу-Теляк-Казаяк» (Башкортостан). Причина — взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. Взрывная смесь выделялась из разрыва продуктопровода в 900 м от полотна железной дороги. В результате были сброшены с путей 11 вагонов, 7 из которых сгорели полностью. Остальные 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без вести и умерли в больницах 790 человек.

Пожары, возникающие в пути следования пассажирских поездов, приносят значительный материальный ущерб. Большую опасность таят в себе пожары в вагонах. Наиболее часто они возникают из-за неосторожного обращения с огнем обслуживающего персонала и пассажиров. В 26% случаев причиной пожаров является неисправность электрооборудования, к тяжким последствиям приводят пожары, возникающие вследствие грубых нарушений правил пожарной безопасности. По этой причине в 1973 г. возник пожар в вагоне-ресторане одного из японских пассажирских поездов. При этом погибло 30 человек и было ранено 700 человек.

В большинстве случаев (58%) загорания вагонов возникают в пути следования, на значительном удалении от водоисточников и пожарных частей. Время прибытия пожарных подразделений в отдельных случаях достигает 3 часов, а в среднем составляет около 20 минут. К этому времени пламя способно охватить весь вагон или полностью его уничтожить.

Наибольшая опасность в этом случае таится в наличии мощного источника зажигания, возникающего в результате появления в вагоне общей вспышки или воспламенения горючей жидкости, в блокировании коридора огнем или продуктами горения, в малой эффективности средств тушения и, наконец, в панике, возникшей среди пассажиров.

Железнодорожные аварии и катастрофы иногда вызываются воздействием природных явлений, таких, как ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения. Они повреждают пути, обрывают электрические провода, разрушают мосты и дамбы, ухудшают видимость. Все это создает серьезную угрозу безопасности движения. В марте 1981 г. в 182 км от г. Белграда (Югославия) сорвавшийся с гор обвал упал на пассажирский поезд. Погибли 16 человек и получили ранения 35 человек.

Метрополитен является неотъемлемой частью железнодорожного сообщения во всем мире. С его помощью можно решить, в основном, проблему быстрого транспортного перемещения больших масс людей в пределах крупных мегаполисов. Например, в г. Москве ежедневно услугами метро пользуется порядка 9 млн. человек, причем всем остальным наземным общественным транспортом — 8,5 млн. пассажиров. Как всякий вид транспорта, он не застрахован от неприятных неожиданностей.

В 1985 г. в Тбилиси и в 1987 г. в Москве произошли похожие ЧС. При выходе состава из тупика на линию возникли возгорания в хвостовых вагонах. В обоих случаях полностью выгорели 2 последних вагона. Оперативному вмешательству пожарных помешала высокая степень задымленности. В 1995 г. случились две крупнейшие в мире катастрофы за всю историю существования метрополитена. Двадцатого марта религиозная секта «Аум Сенрике» для доказательства всем обещанного наступления конца света провела в токийском метро зариновую атаку. Боевое отравляющее вещество убило 11 человек, получили отравления 5,5 тыс. человек. Двадцать восьмого октября загорелись вагоны в Бакинском метро. Пламя и выделившиеся при горении ядовитые газы унесли 289 жизней, были госпитализированы 269 человек.

Отличная согласованность действий различных АСС была продемонстрирована 4 марта 1996 г. при ликвидации возгорания стодвадцатиметрового кабеля, расположенного на станции «Новослободская» Московского метрополитена. Пострадавших не было. Чего не скажешь о ЧС, возникшей 5 апреля 1996 г. в Лондонском метро. Тогда отравления различной степени тяжести получили 30 человек.

1822 г. На пути следования экскурсионного поезда к Ниагарскому водопаду (США) машинист увидел горящий впереди мост. Остановить состав было невозможно, часть вагонов упала в реку. Погибло 82 человека, травмы получили 270 пассажиров.

1842 г. Во Франции недалеко от города Версаля произошло крушение пассажирского поезда. Погибло 50 человек.

1853 г. Вблизи города Саут-Норуок (США) потерпел крушение пассажирский поезд. Он въехал на разведенный мост и упал в реку Норуок. Получили ранения 46 пассажиров.

1856 г. В Мексике девять вагонов переполненного пассажирского поезда сошли с рельсов и упали с высоты 200 метров на дно ущелья. Погибло 300 человек

1910 г. Два пассажирских поезда попали в буран и остановились у горы Виллингтон, штат Вашингтон. В течение недели люди оставались в снежном плену. 2 марта лавина обрушилась на поезда и сбросила их на дно каньона. Погибло 180 человек.

1915 г. В честь победы над повстанцами и освобождения города Гватемалы мексиканское правительство разрешило приезд родственников и близких к солдатам для празднования победы, в специальный поезд село более 900 пассажиров. Кому не нашлось места в вагонах, разместились на их крышах или под вагонами. На крутом спуске машинист не справился с управлением перегруженного состава, который стремительно набрал скорость, сошёл с рельсов и улетел в глубокий овраг. Погибло более 600 человек, травмировано 300, только 6 человек не пострадало.

1915 г. В Шотландии ошибка стрелочника привела к лобовому столкновению пассажирского и товарного поездов. Погибло 227 человек, ранено 246.

1944 г. В итальянском тоннеле остановился поезд, что стало причиной гибели в дыму 526 человек.

1952 г. При столкновении в Великобритании трех поездов погибло 112 человек, ранено более 300 человек.

1981 г. Индия. Несколько вагонов пассажирского поезда сорвались в реку Багмати. Погибло более 800 человек.

1990 г. Пакистан. Лобовое столкновение пассажирского и грузового составов привело к гибели 358 человек, ранено более 600 человек.

1998 г. Хабаровский край. Катастрофа произошла на нерегулируемом переезде в вечернее время. Автобус столкнулся с железнодорожными платформами, которые двигались самопроизвольно. Погибло более 20 человек, столько же госпитализировано.

2002 г. Египет. Пожар в пассажирском поезде унес жизни 370 человек.

2002 г. В Москве произошло столкновение пассажирского поезда и маневрового локомотива. Десятки людей получили ранения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru