Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник спасателя

МЧС России

       

1.4.19. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.

В 2001 г. в России произошло 27 авиационных происшествия, в т.ч. 10 катастроф. Погибло 218 человек. Особо тяжелой явилась катастрофа самолета Ту-154 под Иркутском, в которой погибло 145 человек.

За последние 10 лет самолеты в России стали падать в два разачаще. Насущной проблемой настоящего времени являются ЧС с вертолетами и легкими самолетами. Они стали падать чаще в 3-4 раза (без учета катастроф военных вертолетов).

Самым безопасным широкофюзеляжным самолетом в мире является отечественный Ил-86. За 20 лет службы с этими самолетами в небе не произошло ни одной катастрофы.

Более 80% авиакатастроф происходят по причине «человеческого фактора», 15% — результат поломки техники.

В России насчитывается 2718 воздушных судов, годных к полетам.

Основными причинами ЧС являются: «человеческий фактор», старение авиапарка, медленное его обновление, недостаток самолетов нового поколения.

ЧС на авиационном транспорте подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.

Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская — о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену, поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами.

В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за «бесовское» дело.

Динамика ЧС на авиационном транспорте России

И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами.

Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город. Это была одна из первых авиационных катастроф в мире.

По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.

Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов разведки, конвоирования судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам. Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете, в крейсерском полете, при посадке.

Распределение ЧС на авиационном транспорте
(по данным английского журнала «Экономист» за 2001 г.)

Этап

Доля, в %

Разбег

18

Взлет

11

Набор высоты

7

Полет (крейсерский)

5

Снижение

3

Заход на посадку

12

Посадка и приземление

41

Прочее

3

Покорив воздушное пространство, человек устремился в космос. Для этого были созданы принципиально новые летательные аппараты — космические корабли. Несмотря на их повышенную надежность, без катастроф не обошлось и здесь: история помнит трагедию 30 июня 1971 г. с космическим кораблем «Союз-11» и гибель летчиков-космонавтов Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева.

Через несколько минут после взлета 27 января 1986 г. взорвался американский космический корабль «Челленджер». Семь членов экипажа погибли.

1921 г. Во время испытательного полета на борту британского дирижабля R-38 произошел взрыв и пожар. Летательный аппарат рухнул на землю. Погибло 44 человека, в том числе 16 американских экспертов.

1933 г. В результате попадания молнии загорелся и потерпел крушение 240-метровый дирижабль американских военно-морских сил «Акрон». Из 77 членов экипажа спастись удалось четверым.

1934 г. Советский стратостат с тремя пилотами впервые поднялся на высоту 22 000 м. Все члены экипажа погибли.

1935 г. Во время показательных выступлений разбился самый большой пассажирский самолет в мире того времени «Максим Горький». На борту находились конструкторы самолета и их семьи. Погибло 47 человек. Основной причиной катастрофы стало столкновение двух самолетов.

1937 г. Загорелся и упал на землю самый большой в мире дирижабль «Гиндербург». Он принадлежал Германии. Погибло 35 человек. Эта катастрофа положила конец коммерческим рейсам дирижаблей.

1956 г. Во время грозы в воздухе столкнулись два американских пассажирских авиалайнера. Погибло 128 человек.

1968 г. Во время тренировочного полета на самолете погиб первый космонавт планеты Ю. Гагарин. Вместе с ним погиб летчик-испытатель В. Серегин.

1970 г. При заходе на посадку в аэропорту города Воронежа произошла внезапная разгерметизация салона самолёта Ил-18. Лайнер упал на землю. Погибло 127 человек.

1974 г. При взлёте взорвался турецкий авиалайнер. Погибло 346 человек.

1977 г. В аэропорту города Лос-Родеос (США) столкнулись два «Боинга» с пассажирами. Погибло 583 человека. Это самая страшная катастрофа в истории авиации.

1979г. В воздухе столкнулись два советских Ту-134. Погибло 179 человек.

1985 г. Произошла страшная авиакатастрофа. Разбился самолет компании «ДЖАЛ». Погибло 520 человек.

1991 г. В Таиланде при взлете взорвался австрийский авиалайнер. Погибло 223 человека.

1994 г. В районе города Иркутска разбился российский авиалайнер Ту-154. Погибло 154 человека.

1994 г. Разбился самолет Ту-154 китайской авиакомпании. Причина трагедии — ошибки наземных служб и пилотов. Погибло 160 человек.

1998 г. В Атлантический океан в результате технической неполадки упал самолет МД-11. Погибло 229 человек.

2000 г. Во время взлета взорвался сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд». Погибло 113 человек.

2001 г. При заходе на посадку разбился российский Ту-154. Погибло 143 человека.

2001 г. Италия. При взлете потерпел катастрофу шведский МД-80, столкнувшись с легким самолетом. Погибло более 120 человек.

2001 г. США. Потерпел катастрофу американский А-300. Погибло 260 человек. На земле разрушено более 10 домов.

2001 г. Над Черным морем потерпел катастрофу российский Ту-154. Погибло 78 человек.

2002 г. Украина. Львов. Во время авиашоу упал на зрителей самолет Су-27. Погибло 84 человека.

2002 г. В ночь с 1 на 2 июля столкновение в небе над Германией Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» и немецкого грузового В-757. Погибло 70 человек, в том числе 45 детей.

2002 г. Чечня. Разбился вертолет Ми-26. Погибло 119 человек.

2002 г. Хабаровский край. Разбился самолет Ан-28. Погибло 16 человек.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru