Профессиональное обучение
(мобильная версия сайта tepka.ru)

Слесарь
механосборочных работ

       

§ 5. Сборка кулисного механизма

Разновидностью кривошипно-шатунного механизма является кулисный механизм. Такие механизмы применяют в поперечно-строгальных и долбежных станках.

Кулисный механизм показан на рис. 92. Основной деталью кулисного механизма является кулиса 2, сидящая на оси 13 и качающаяся относительно ее. Сзади кулйсы насажен кривошипный диск 5, имеющий радиальный паз, в котором может перемещаться палец кривошипа 3 с помощью винта 4, приводимого в движение валиком 6 через конические зубчатые колеса 14 и 15. Диск 5 своим хвостовиком сидит в стенке станины 10 и приводится во вращение зубчатым колесом 11 от привода станка.

Рис. 92.
Механизм качающейся кулисы поперечно-строгального станка

На палец 3 посажен камень (сухарь) 1, который входит в продольный паз кулисы. При вращении кривошипного диска камень заставляет кулису качаться около своей оси, а сам перемещается вдоль паза кулисы. Верхний палец кулисы свободно^ соединяется с ползуном станка и заставляет его двигаться возвратно-поступательно по горизонтальным направляющим.

Преимуществом кулисного механизма является большая скорость обратного хода ползуна. Это особенно важно в станках, где обратный ход является холостым. Но, с другой стороны, кулисный механизм может передавать значительно меньшие усилия, чем кривошипно-шатунный.

Детали кулисного механизма, т. е. кулису, кривошипный диск, камень делают из чугунного литья, пальцы, валики, оси, зубчатые колеса — из стали. Кривошипный диск одновременно выполняет и роль маховика.

Сборку кулисного механизма обычно начинают с соединения кривошипного диска 5 с вкладышем 7, через который пропускают валик 6. На конец валика на шпонке устанавливают коническое зубчатое колесо 15. Винт 4 ввинчивают в отверстие пальца кривошипа 3, а на другом конце винта, где нет резьбы, в шпоночное гнездо устанавливают шпонку. Затем коническое зубчатое колесо 14 сцепляют с зубчатым колесом 15, которые регулируют, изменяя толщину распорных колец или регулировочных шайб, и проверяют на краску по пятну касания зуба.

Винт 4 нижним концом вводят в отверстие зубчатого колеса 14, а затем в отверстие уступа. Когда палец 3 войдет в паз кривошипного диска, винт 4 закрепляют гайкой. После этого собранную сборочную единицу хвостовика диска 5 вставляют в отверстие станины' 10. Затем на ось кулисы 13 надевают втулку 12, а на нее устанавливают кулису 2.

Далее на ось 13 на шпонке устанавливают зубчатое колесо 11. В продольный паз кулисы вводят камень 1 и собранную сборочную единицу соединяют с кривошипным диском. При этом ось 13 должна войти в соответствующее отверстие станины, а головка кулисы — в паз ползуна (ползун на рисунке не показан). После этого палец 3 вводят в отверстие камня 1 и закрепляют винтом. На конец хвостовика кривошипного диска надевают эксцентрик механизма подачи 8, на резьбу валика 6 навинчивают стопорную гайку 9.

После этого кулисный механизм регулируют изменением длины хода ползуна путем изменения радиуса кривошипного пальца (эксцентриситета). При вращении валика 6 рукояткой, надеваемой на его квадратный конец, через конические зубчатые колеса 14 и 15 винт 4 перемещает палец 3 вдоль кривошипного диска и изменяет эксцентриситет. Наибольшая длина хода будет при наибольшем эксцентриситете.

В правильно собранном и установленном станке направляющие кулисы должны находиться в плоскости, перпендикулярной оси 13. Эта ось должна занимать горизонтальное положение, а направляющие кулисы лежать в вертикальной плоскости. Их перпендикулярность проверяют рамным уровнем. Кроме того, индикатором проверяют перпендикулярность торца кривошипного диска 5 оси 13.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru