Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Слесарь
механосборочных работ

           

§ 2. Пробивка маяков на направляющих

Призматические и плоские направляющие грубо шабрят (зачищают) по линейке, причем удаляют только «штрихи», т. е. следы режущего инструмента, и после этого на зачищенные плоскости наносят маяки.

Сущность нанесения маяка состоит в том, что на обрабатываемой поверхности шабрят по плите небольшой участок (немного больше длины плиты). Шабрят до тех пор, пока плоскости направляющих не будут равномерно закрашиваться при проверке плитой. Поставленный на контрольную площадку плиты уровень не должен показывать отклонений от горизонтальности ни в продольном, ни в цоперечном направлении. Такие маяки наносят на обоих концах направляющих. Если шабрение выполняют по линейке и уровню, то на остальной части станины наносят маяки на таком расстоянии друг от друга, чтобы контрольная линейка перекрывала их. Чем ближе расположены маяки друг к другу, тем точнее будет шабрение.

Средние маяки наносят так же, как и крайние, но по мере их заглубления шабрение маяков все время проверяют линейкой или мостиком с контрольной площадкой по уровню.

Выполняя каждый маяк с контролем его по соседнему, выводят их все на один уровень, в результате чего они расположатся на одной прямой. Располагают и выполняют маяки аккуратно, так как в дальнейшем они являются базой для шабрения участков между ними.

Участки между маяками шабрят по линейке обычным способом с той лишь разницей, что закрашенные пятна на маяках не шабрят. Участки между маяками шабрят до тех пор, пока поверхность между маяками и на маяках не будет покрыта равномерно распределенными пятнами, но в меньшем количестве, чем требуется на окончательно отшабренной поверхности.

После шабрения участков между маяками проверяют всю направляющую на прямолинейность, выправляют неточности и приступают к отделочному шабрению. Окончательное шабрение выполняют по блеску по плите или суппорту и контролируют всю поверхность по линейке и уровню.

После шабрения основной базы (направляющие под суппорт) шабрят плоскости направляющих задней бабки (плоскости 5, 6, 8 на рис. 56). Плоскости 5 и 6 шабрят по маякам с помощью плиты (см. рис. 56) способом, описанным выше. Параллельность плоскости 6 призматической направляющей 8 задней бабки проверяют индикатором. Индикатор устанавливают на плите.

Шабрение нижней части суппорта начинают с пригонки нижних направляющих поверхностей скольжения, сопрягающихся с направляющими станины (плоскости 4, 13 на рис. 56). Так как длина этих поверхностей небольшая, их шабрят по линейке и станине или по специальной плите, имеющей профиль рабочей поверхности станины (макет станины). Нижние поверхности скольжения нижней части cynnopta окончательно шабрят по направляющим станины.

Когда шабрение нижних направляющих нижней части суппорта окончено, начинают шабрить поперечные направляющие, выполненные в виде ласточкина хвоста (плоскости 26, 17, 18 на рис. 56) и предназначенные для перемещения поперечных салазок. Для этого сначала грубо шабрят все сопрягаемые поверхности по угловой линейке, чтобы удалить следы режущего инструмента, а затем нижнюю часть 1 суппорта укладывают на станину (рис. 58, а) и шабрят поперечные направляющие, сопрягаемые с салазками (на рисунке показаны жирными линиями) с проверкой по контрольной плите 2.

Рис. 58.
Шабрение и проверка прямолинейности нижних направляющих суппорта:
а, д — шабрение и проверка специальной плитой; проверка направляющих; б — ползушкой с индикатором, в — контрольными валиками, г — ползушкой с индикатором и контрольным угольником

Достигнув равномерного расположения пятен, шабрят вторую наклонную плоскость в виде ласточкина хвоста. Шабрение поверхности в виде ласточкина хвоста периодически проверяют ползушкой, несущей индикатор 3 (рис. 58,б), соединенный с пружиной 4, или двумя контрольными валиками 10 и штангенциркулем 9 (рис. 58, в). В ползушке 5 установлены цилиндры 6, закрепленные винтами 7 и штифтом 8.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru