Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Штукатурные работы

       

§ 19.3. Торкретирование цемент-пушкой

Перед началом работы цемент-пушкой прежде всего устанавливают агрегат для торкретирования (рис. 131) : около цемент-пушки 1 воздухоочиститель 4, резервуар 3 для воды и несколько дальше компрессор. От компрессора проводят шланг с двумя разветвлениями. Один конец подключают к воздухоочистителю, другой к резервуару с водой. От воздухоочистителя шланг подключают к цемент-пушке. Таким образом, к цемент-пушке от компрессора будет поступать сжатый воздух. К соплу от цемент-пушки подключают материальный шланг, а от резервуара — водяной.

Рис. 131. Работа агрегата при торкретировании:
1 — цемент пушка, 2 — сопло, 3 — резервуар для воды, 4 — воздухоочиститель

После монтажа агрегата необходимо проверить, как он работает, и проследить за тем, чтобы нигде не проходил воздух.

Цементно-песчаную смесь загружают в верхнюю камеру цемент-пушки, под действием собственного веса смесь пересыпается в нижнюю камеру. Затвор закрывается, и в камеру впускается сжатый воздух. Смесь распределительной тарелкой подается к патрубку. Сжатьщ воздух, проходящий по патрубку, подхватывает смесь и продувает ее через патрубок и материальный шланг к соплу.

Как только разрыхленная, находящаяся во взвешенном состоянии смесь, подхваченная струей сжатого воздуха, подходит к соплу, она смачивается водой, в смесителе перемешивается, превращается в раствор и выбрасывается сильной струей из сопла.

Количество подаваемой воды в смеситель регулируется вентилем. Дозировку воды, подаваемой в смесь, проверяют по цвету выбрасываемой из сопла струи, по цвету нанесенной торкрет-штукатурки.

При избыточной дозировке воды (рис. 132, а) получается жидкий раствор, сползающий с нанесенной поверхности. При недостатке воды (рис. 132, б) в смеси раствор полностью не смачивается и при выбрасывании из сопла сильно пылит.

Рис. 132. Режим работы цемент-пушки:
а — при избытке воды раствир стекает, б — при недостатке воды раствор пылит

Машинист обязан не только следить за работой цемент-пушки и давлением воздуха, которое должно соответствовать указанному в паспорте машины, но и за наличием воды в баке; периодически 3—4 раза в смену он должен продувать воздушный фильтр.

Торкретирование поверхностей выполняет звено в составе двух штукатуров 4-го разряда, одного штукатура 3-го разряда и машиниста 4-го разряда

В обязанности звена входит промывка торкретируемых поверхностей водой, приготовление сухой смеси, загрузка ее в цемент-пушку и торкретирование. За смену звено должно торкретировать не менее 100 м2 поверхностей.

В правильно скомплектованном звене производительность достигает 150 м2 в смену при толщине наносимого слоя 20 мм. При централизованном приготовлении смеси производительность возрастает.

Моторист, помимо управления цемент-пушкой, обязан также принимать участие в загрузке цемент-пушки смесью,

Штукатур 4-го разряда промывает поверхности, рукободит приготовлением смеси, наносит слой раствора на поверхность, подтягивает и убирает шланги, выявляет образовавшиеся растворные пробки и ликвидирует их, наблюдает за работой машины, качеством работ и выполняет различные вспомогательные работы.

Второй штукатур 3-го разряда помогает первому и при необходимости заменяет его; кроме того, он является связным между штукатуром и мотористом. Со штукатуром 4-го разряда он приготовляет сухую смесь и загружает цемент-пушку.

Если сухая смесь приготовляется на месте, то штукатур 3-го разряда доставляет к месту работы просеянные песок и цемент, насыпает их на боек и вместе со штукатуром 4-го разряда перелопачивает, приготовленную смесь загружает совместно с мотористом в цемент-пушку.

Если поверхность торкрет-щтукатурки требуется затереть, то к звену дополнительно прикрепляют штукатура 3-го или 2-го разряда. При выполнении улучшенной штукатурки работает штукатур 3-го разряда, а при выполнении простой — 2-го разряда.

Для работы необходимо подготовить такую площадь, которую можно было бы заторкретировать в течение одной рабочей смены. Поверхность надо заранее очистить, а перед нанесением торкрет-штукатурки только смочить водой.

Оштукатуривать рекомендуется сверху вниз. Причем чем тоньше наносимые слои штукатурки и чем их больше, тем прочнее торкрет-штукатурка и тем надежнее обеспечит она водо- и газонепроницаемость.

Каждый новый слой рекомендуется наносить на предыдущий после того, как он схватился, но не ранее чем через 60 мин.

Первый слой торкрет-штукатурки чаще всего наносят толщиной 15 мм, затем его выравнивают, срезая отдельные неровности лопаткой или кельмой. Первый слой выдерживают в течение 24 ч, затем его смачивают водой и наносят второй слой.

При торкретировании сопловщик держит сопло перпендикулярно к поверхности на расстоянии 70—90 см от нее. Более мелкие песчинки раствора быстрее забиваются в поры и раковины и в первую очередь оседают на поверхности; более крупные песчинки, ударяясь о мелкие, уплотняют их, но при этом частично отскакивают. С нарастанием слоя торкрет-штукатурки крупные песчинки также начинают втапливаться в него. Сначала отскок крупного песка достигает 20—25%, но постепенно, по мере нанесения слоя, он снижается. В основном отскакивают песчинки без цементной прослойки, так что потери вяжущего незначительны. Стыки торкретируемых участков следует до начала работы хорошо прочистить от осевшей пыли и смочить водой.

Чтобы избежать усадочных трещин и повысить стойкость нанесенной торкрет-штукатурки, за ней необходим соответствующий уход. Торкретированные участки следует защищать от сквозняков, чрезмерного солнечного нагрева и механических повреждений. Лучше всего поверхности покрывать двумя-тремя полотнищами брезента, заходящими одно на другое. Брезент следует предварительно смочить водой; для постоянного увлажнения брезента над ним надо устроить перфорированную трубку, по которой подается вода. Там, где торкрет-штукатурка используется в виде обычной штукатурки, ее рекомендуется увлажнять в течение 5—7 суток.

Ежедневно после работы цемент-пушку, шланги и форсунки следует хорошо прочищать; сначала продувать струей сжатого воздуха, а затем, не разбирая машину, очищать все доступные места. Регулярно, не реже раза в неделю, необходимо разбирать, очищать и смазывать машину, отдельные ее части промывать керосином. Бесперебойная работа агрегата возможна лишь при правильном и своевременном уходе за ним.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru