Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие для начинающих

Резьба по дереву

       

Маски голов животных как элемент декора

На рис. 240 показан эскиз вазы, композиция которой сделана из порфира с бронзовыми накладками. Конструкция вазы позволяет выполнить ее также из двух контрастных пород древесины с накладной резьбой светлого тона. Форма и правильно взятые относительно вазы пропорции козлиных голов, удачно найденный изгиб рогов органически дополняют и обращают силуэт самой вазы, причем рога зрительно воспринимаются как ее ручки. С другой стороны, строгая ваза из темной древесины является как бы носителем и фоном для накладных деталей из светлого дерева.

Выполненные в мелкорельефной резьбе, эти детали смотрятся как дорогие украшения, специально для которых как будто и создан фон в виде вазы. Пластически резная поверхность накладных деталей решена по-разному, но в целом создает единый, богатый ансамбль.

Рис. 240.
Козлиные головы как элемент декора

Резчику, решившему изготовить подобное изделие, дадим несколько советов по изготовлению корпуса вазы (любой) в домашних условиях. Небольшая по размерам ваза может состоять из двух частей - корпуса и крышки. Обе детали полые для лучшей сохранности от растрескивания. Для большой вазы выемка полости будет представлять трудность, поэтому нижнюю часть ее лучше сделать приставной, стянув при сборке с дном корпуса посредством вкладыша из многослойной фанеры (рис. 241), а сам корпус выполнить сквозным полым. Если удастся сделать стенки вазы достаточно тонкими, то она может быть в этом случае изготовлена из сырого дерева, что облегчит резьбу и при правильной сушке избавит поделку от трещин. Для удобства обработки внутренней поверхности (полости) вазы с двух сторон, отверстие в дне корпуса, через которое проходит стяжной болт, может быть значительно расширено.

Рис. 241.
Конструкция сборной вазы из трех частей

Решая вопрос о креплении элементов накладной резьбы, лучше надеяться на деревянные штифты, чем на клеи.

Монтаж накладной резьбы нужно делать только на окончательно высохшую вазу с отделанной поверхностью. О подгонке поверхностей соприкосновения накладных деталей мы уже рассказывали выше.

Ваза, изображенная на рис. 242, выполнена в стиле народной грузинской резьбы. Силуэты голов баранов даны условно с упрощенными и укрупненными формами. Здесь интересной является идея сомкнутых рогами голов баранов, но остается возможность для улучшения общего композиционного ансамбля. Так, к недостатку композиции можно отнести разномасштабность и противоречивость в характере изображения голов баранов и орнамента на вазе.

Рис. 242.
Ваза. Эскиз по мотивам грузинской резьбы

Композиция маски, показанная на рис. 243, удачно решена с учетом материала (т. е. древесины) дпя ее выполнения. Хорошо выявленный во всех деталях рельеф позволяет использовать для работы древесину любых пород, в том числе и хвойных. Кольцо в пасти этого мифического существа может быть вырезано непосредственно на самой заготовке, а может быть и вмонтировано как отдельная деталь из дерева или другого материала (например, бронзы), если его утилитарным назначением будет ручка вазы или дверцы.


Рис. 243. Стилизованная маска дпя вертикально вытянутой ниши или филенки

Но в этом случае потребуется иное композиционное решение с учетом других деталей, окружающих маску. Подчеркнутая стилизация и условность формы делают изображаемую маску сходной с орнаментом: округленные, спиралеобразные и повторяющиеся по форме раковины ассоциируются о рогами и ушами, две ветви в виде бороды переплетаются, как гирлянды, и заканчиваются когтистыми лапами, что их делает похожими на мохнатые ноги. Верхняя часть гривы решена как герб или эмблема и может быть использована так же целесообразно.

Композиция строго уравновешена, хотя и асимметрична. Резчик, решившийся ее выполнить, должен точно соблюдать контур и пропорции маски, видеть обобщающие композиционные линии, подчеркивающие ритмику и орнаментальность в форме ее элементов.

Не менее интересна с точки зрения стилизации голова грифона, показанная на рис. 244. Рисунок заимствован из иллюстраций произведений древнегреческой культуры VII века до н. э. Но изображенная на ней голова по четкости и смелости обобщения формы вполне соответствует современному прикладному искусству. Надеемся, что резчику предоставится возможность использовать ее как деталь в своей композиции или в качестве идеи для развития аналогичного сюжета.

Рис. 244.
Стилизованная голова грифона

Еще один объект древней культуры (на этот раз мексиканской) изображен на рис. 245. И опять мы видим обобщение и стилизацию в изображении маски. Четкость силуэта (благодаря глазным вырезам) и простота изготовления делают ее доступной для начинающего резника. Ее можно изготовить и как часть декора домовой резьбы, например из дуба, древесины, не боящейся влаги. Недостаток в резьбе дубовой древесины - пористость - здесь легко преодолевается благодаря крупным формам маски.


Рис. 245. Маска тигра

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru