Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Ремонт
обуви

       

Рантовая обувь

Обувь этого вида достаточно элегантна, удобна для ноги, поэтому она пользуется наибольшей популярностью.

После ремонта рантовая обувь сохраняет свою форму и внешний вид.

В рантовой обуви сторона стельки, соприкасающаяся с ногой, за исключением пяточной части, не имеет швов, тексов, скобок, шпилек или гвоздей (рис. 28). В этом ее преимущество по сравнению с другими видами обуви.

Строение  рантовой  обуви

Рис. 28. Строение рантовой обуви:
1 — рант; 2 — подносок; 3 — носок; 4 — союзка; 5 — подкладка союзки; 6 — блочки; 7 — подкладка берца; 8 — берец; 9 — подкладка задника; 10 — задник; 11 — затяжные тексы для крепления деталей верха, подкладки и задника к стельке; 12 — набойка; 13 — флики; 14 — скоба свода стопы; 15 — пробковая простилка; 16 — подошва; 17 — стелька; 18 — шов, соединяющий детали верха, подкладку и стельку; 19 — двухниточный строчечный шов, крепящий подошву к ранту; 20 — рисс

Стелька. Ее вырезают в виде узкого прямоугольного желобка или углубления по всему периметру (до пяточной части) с бахтармяной стороны. С внутренней части желобка подрезается губа стельки (рис. 29,а), к которой впоследствии пришиваются детали верха, подкладка и рант. В отдельных случаях вместо одной губы вырезаются две параллельные губы (рис. 29,б).

Губа  стельки

Рис. 29. Губа стельки:
а — губа — одинарный рисс; б — губа — параллельные риссы

Стельку затем временно крепят к деревянной колодке, которая на пяточной части имеет металлическую пластинку (см. рис. 1).

Рант. Одной из операций сборки обуви является пришивка ранта к стельке. На одной стороне ранта обычно делается желобок и скос (рис. 30), которые защищают швы, крепящие рант. Ранты бывают различных типов.

Рант  с  желобком  и фаской

Рис. 30. Рант с желобком и фаской

На рис. 31 показан гладкий рант.

Гладкий  рант

Рис. 31. Гладкий рант

Рант, детали верха и подкладка пришиваются к губе, специально сделанной по краям стельки (рис. 32). Детали пришивают цепным однониточным швом или, как он еще называется, рантовшивным швом. Когда сборка обуви заканчивается, этот шов можно увидеть, только сняв подошву.

Пришивка  ранта,  деталей  верха и  подкладки  к  кромке

Рис. 32. Пришивка ранта, деталей верха и подкладки к кромке

Геленок. После того как завершены основные операции затяЖки обуви, необходимо укрепить ту часть обуви, которая называется сводом стопы (рис. 33); она пяточной частью. Деталь, укрепляющая эту часть обуви, называется теленком, или супинатором.

Скоба  свода  стопы  и простилка

Рис. 33. Скоба свода стопы и простилка:
1 — скоба свода стопы; 2 — пробковая простилка

Обувь, которая зашнуровывается или застегивается выше подъема, хорошо удерживает свод стопы.

Прочный и хорошо укрепленный супинатор — важная деталь, поскольку без него фронт каблука будет входить в ногу и обувь станет непригодной для носки. Если на туфлях с высоким каблуком не будет супинатора, то каблук может завалиться назад и сломаться.

Геленки, или супинаторы, делаются из дерева или стали. Изготовляются геленки самых разнообразных конструкций и размеров.

Необходимо уделять серьезное внимание установке геленок, или супинаторов. Они должны соответствовать форме колодки, быть достаточно длинными, чтобы хорошо входить в пяточную и пучковую части обуви. Крепятся геленки, или супинаторы, с двух концов к стельке или к части картона, который заполняет пространство геленочной части.

Простилка. Пространство между теленком и носком занимает простилка (см. рис. 33), которая должна быть водонепроницаемой, непроводящей холод и тепло и выполнять роль прокладочного материала для низа обуви. Она должна быть легкой и эластичной.

Подложка и внутренняя подметка. Для повседневной и производственной обуви требуется подошва, которая соответствовала бы назначению данной обуви. В такой обуви между стелькой и подошвой прокладывается еще тонкая подложка (рис. 34, а) из кожи низкого сорта. Она прочно склеивается с подошвой и затем обе приклеиваются и пришиваются к обуви. Подложка крепится на всю длину обуви и обычно применяется в ботинках, сапогах и другой обуви, которые должны использоваться в условиях интенсивного износа.

Подложка  и  внутренняя  подметка

Рис. 34*. Подложка и внутренняя подметка:
а — подложка; б — внутренняя

Внутренняя подметка (рис. 34,б) имеет половинную длину, от носка до заднего конца геленка. Используется в обуви, не рассчитанной на условия интенсивного износа.

Однако эта подметка не улучшает носкости обуви, так как материал, из которого она изготовляется, служит только для придания обуви более привлекательного внешнего вида.

Подошва. Выкраивается из чепрачной части кожи и тщательно шлифуется для удаления рыхлых волокон. Затем подошва (рис. 35) формуется и приклеивается к заготовке.

Подошва

Рис. 35. Подошва

Подошва пришивается к ранту двухниточным строчечным швом (рис. 36). В некоторых конструкциях обуви шов этот не виден, так как спрятан в риссе, что придает обуви более привлекательный внешний вид. Очень часто после короткого периода носки рисс раскрывается и изнашивается. Поэтому в большинстве видов обуви шов спрятан в желобке подошвы.

Двухниточный  строчечный  шов

Рис. 36. Двухниточный строчечный шов

Такой метод крепления подошвы очень важен, потому что меккейные нитки, используемые для крепления, проходят в процессе пришивания через разжиженный вар. Вар затвердевает и нитка, таким образом, закрепляется в коже. Вар не только прочно удерживает нить, но и защищает ее от увлажнения и трения. Так как для данного типа подошвы это единственный способ крепления, прохождение металлических креплений и швов внутрь обуви исключено, конечно, не считая пяточной части.

Гвозди в пяточной части загибаются и закрываются подпяточником.

Затяжка обуви. Детали верха, к которым предварительно были прикреплены задники и подносок, устанавливаются на колодку с прикрепленной к ней стелькой. При затяжке обуви устраняются складки и удлинения. В процессе операции детали верха временно крепятся к стельке за исключением пяточной части. Пяточная часть окончательно крепится гвоздями, которые вбиваются в металлическую пластинку на пяточной части колодки (см. рис. 1).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru