Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Улучшение работы памяти

       

Более близкое знакомство с клетками головного мозга

Головной мозг является электрохимическим органом, функционирование которого осуществляется на основе различных химических и электрических процессов. Термин электрический вовсе не означает, что через головной мозг проходит электрический ток. Скорее, это слово подчеркивает то обстоятельство, что по нервным клеткам передаются отпирающие и запирающие импульсы, которые представляют собой быстро распространяющиеся волны возбуждения. Процесс передачи импульсов напоминает процессы, происходящие в электрической цепи. Тем не менее, связь между нейронами (нервными клетками) осуществляется на химической основе. Нервные клетки взаимодействуют друг с другом с помощью специальных химических передатчиков, которые называются нейротрансмиттерами.

Использование химических передатчиков

В процессах, происходящих в человеческом мозге, участвует более 50 типов различных нейротрансмитгеров, которые дают вам возможность думать, чувствовать и запоминать. Для связи между нервными клетками используются нейротрансмиттеры определенных типов.

Некоторые нейротрансмиттеры, такие как дофамин, делают человека более активным, другие же расслабляют его и успокаивают. Серотонин позволяет вам избежать депрессии. Активизация артеренола (норадреналина) поддерживает хорошее настроение, и помогает вам кодировать воспоминания.

Нейротрансмиттер ацетилхолин играет основную роль в процессе обучения и запоминания. Уменьшение содержания ацетилхолина в коре головного мозга приводит к ухудшению памяти. С другой стороны, увеличение его содержания значительно улучшает вашу способность к запоминанию. (Более подробная информация, относящаяся к ацетилхолину и различным продуктам питания, содержится в главе 5 “Минеральные вещества и витаминные добавки”, и в главе 6 “Разрушители памяти”.)

Роль синапсов в формировании воспоминаний

    Нейротрансмиттеры н синапсы играют заметную роль в формировании воспоминаний. При этом происходит следующий процесс: нервные клетки испускают нейротрансмиттеры, которые улавливаются другоми нервными клетками, имеющими соответствующие места связывания, восприимчивые к этим химическим передатчикам. Рецептор постсинаптической мембраны, выпслняющий роль замка, может принять химический передатчик импульсов (т е. ключ) только в том случае если он имеет правильную химическую структуру. Если химическая структура является правильной, нейротрансмиттер открывает канал в следующей нервной клетке, что приводит к ее возбуждению Возбужденная нервная клетка посылает собственный нейротрансмиттер в другой синапс, и весь этот процесс повторяется снова я снова.

Существует еще один способ, позволяющий довольно образно описать работу нейротрансмиттеров. Представьте себе пластину с отверстиями разной формы, в которые вам необходимо вставить соответствующие штифты. В отверстие круглой формы может войти только круглый штифт, в квадратное отверстие — только штифт квадратного сечения и т.д. Штифт той или другой формы, вставленный в соответствующее отверстие, вызывает определенную реакцию. (Если говорить о нейротрансмиттерах, то реакцией является возбуждение нервных клеток, которые улавливают поступающие импульсы.)

Промежуток между нервными клетками, на котором осуществляется перемещение нейротрансмиттеров, называется синапсом. С одной стороны синапса находится пресинаптическая мембрана одной из нервных клеток, содержащая некоторое количество медиаторов определенного типа, испускаемых при возбуждении нервной клетки. После своего высвобождения нейротрансмиттер плавает в синапсе до тех пор, пока его не “подберет” другая нервная клетка, или до тех пор, пока он не будет поглощен той клеткой, которая его выпустила.

При запоминании новой информации или изучении какого-либо материала происходят определенные изменения на синаптическом уровне. Связи, существующие межцу нервными клетками, изменяются в соответствии с характером новых воспоминаний. Чем чаще происходит запоминание новой или повторение уже выученной информации, тем крепче становятся эти связи.

Иногда повторяющиеся связи служат для запоминания событий, о которых вы, вероятно, давно бы уже забыли. Например, медиатор артеренол (норадреналин) используется при запоминании различных событий отличающихся высокой эмоциональной насыщенностью. У больных с синдромом посправматического стресса при каждом воспоминании о событии, которое привело их к травме, резко увеличивается содержание артеренола в коре головного мозга.

Человеческий мозг представляет собой электрохимическую фабрику, которая производит различные химические элементы и передает электрические импульсы; мозг изменяется в течение всей вашей жизни. Существуют также другие способы изменения структуры мозга, осуществляемые при запоминании новой информации или накоплении жизненного опыта. Такими способами являются процессы миелинизации и дендритного разветвления.

Знакомство с аксонами

В процессах миелинизации и дендритного разветвления используются различные элементы нервной клетки, показанные на рис. 3.3. В центральной части клетки располагается ее ядро. Кроме того, нервная клетка содержит в себе аксоны, передающие информацию, и дендриты, которые ее принимают. (Более подробно об этом будет рассказано далее в главе.)

Рис. 3.3Нервная клетка содержит в себе ядро, аксоны, дендриты, и миелитовые оболочки

С возрастом аксоны нервных клеток становятся миелинизировстными. Процесс миелинизации представляет собой создание наружного покровного слоя, состоящего из различных жиров, которые вырабатываются олигодендроглиомой. Этот слой, называемый миелиновыми оболочками, улучшает проводимость аксонов, что позволяет, в свою очередь, повысить скорость и эффективность передачи информации.

Представьте себе старый дом, со стен которого сорвали деревянные панели, обнажив при этом электропроводку. Можно заметить, что многие провода уже износились и оголились. Подобное состояние электропроводки может привести к короткому замыканию, которое является одной из наиболее распространенных причин возгорания.

На одной из стен вы замечаете недавно проведенный электрический провод в пластиковой оболочке, которая играет роль изоляционного материала. Использование проводов подобного типа позволяет вам избежать короткого замыкания или пожара. Пройдя по проводу, вы обнаруживаете, что он подает напряжение на розетку, в которую включен телевизионный приемник, работавший, насколько вы помните, без каких-либо проблем.

Оказалось, что электрические провода, по которым подается напряжение на кухонную розетку, имеют определенные дефекты. Вы понимаете, что именно плохая электропроводка является причиной нестабильной работы тостера, включаемого в эту розетку. Однажды вы даже носили тостер в ремонт, но мастер так и не нашел неисправности. Теперь вы знаете, почему.

Таким образом, аксоны, играющие ту же роль, что и электропроводка в старом доме, могут иметь довольно низкую проводимость. В этом случае сигналы, посылаемые аксонами, будут запаздывать.

В здоровом организме процесс миелинизации головного мозга и увеличение его объема, а также развитие основных навыков происходят одновременно. Другими словами, по мере того, как вы взрослеете и приобретаете определенные навыки, процесс миелинизации обеспечивает поддержку нервных клеток, поддерживающих приобретенные навыки.

Когда вы были еще ребенком, те нервные клетки головного мозга, которые поддерживали первичные навыки слухового, визуального и тактильного восприятия, а также управляли вашими движениями, имели аксоны, миелинизированиые в основных областях височных, затылочных, теменных и лобных долей. По мере того как приобретаемые способности стали выходить за пределы элементарных навыков, процесс миелинизации начал распространяться на области мозга, поддерживающие более сложные навыки.

Разветвление нервных клеток

Чем чаще изменяется способ мышления, что происходит, например, во время приобретения новых навыков или усвоения какой-либо новой информации, тем больший объем мозга вовлекается в этот процесс. В частности, при этом происходит разветвление дендритов, что приводит к образованию новых связей с другими нервными клетками. Этот процесс называется арборизацией, или древовидным разветвлением нервных клеток. Представьте себе куст помидоров, выпустивший три отростка. Чтобы создать условия для их разветвления, вам необходимо обрезать кончики стеблей, из которых вскоре вырастут еще три отростка. Процесс разветвления стеблей обеспечивает возможность более интенсивного развития этого растения.

Количество нервных клеток в мозге Эйнштейна примерно такое же, как и у любого другого человека. Эйнштейн искал ответы на разнообразные вопросы, используя для этого нестандартные методы решения. Это привело к тому, что в его мозге образовалось большое количество разветвленных связей, соединяющих нервные клетки. Несмотря на то, что наши шансы внести изменения в знаменитую теорию относительности довольно малы, мы также можем воспользоваться нестандартными методами мышления, вызвав тем самым интенсивный процесс разветвления нервных клеток.

Совет

    Сталкиваясь с необходимостью повторного освоения тех или иных навыков, попробуйте прибегнуть к тому же методу, который был использован вами для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Откажитесь от старого способа решения данной задачи, и в вашем мозге начнется процесс интенсивного поиска других нервных клеток для ввода нового решения, сопровождаемый разветвлением дендритов. Чем чаще вы станете использовать новые методы мышления, тем больший объем мозга будет вовлекаться в процесс древовидного разветвления нервных клеток.

Активная мыслительная деятельность и пытливый ум развивают головной мозг, который поддерживает вашу любознательность. Это позволяет вам кодировать поступающую информацию, и запоминать ее настолько полно, насколько это возможно. Все это значительно расширяет возможности вашей памяти.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru