Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебное пособие

Профессия СБОРЩИК РЭА

       

§ 15. Сварка элементов РЭА

Технологический процесс образования неразъемного соединения деталей их плавлением или совместной деформацией называют сваркой. В результате сварки возникают прочные связи между атомами (молекулами) сваренных материалов, что обеспечивает высокую механическую прочность соединения.

Для изготовления РЭА и приборов используют широкую номенклатуру материалов и их размерных сортаментов. Поэтому почти все методы сварки находят широкое применение в производстве РЭА и приборов.

Так, например, при изготовлении корпусов приборов, различных деталей и монтаже широко используют контактную и дуговую сварку. Для выполнения монтажных соединений в микросхемах применяют элек-тронно-лучевую, лазерную и ультразвуковую сварку.

Контактная сварка разделяется на шовную и точечную. В первом случае осуществляют сварку всей поверхности соединения, во втором — отдельных сварных точек (точечную сварку листовых материалов небольшой толщины). Свариваемые листы вводят в промежуток между двумя медными электродами. При сжатии их в месте контакта с деталями выделяется наибольшее количество теплоты. Центральная часть точки контакта доводится до расплавления, образуя литое ядро. Давление, приложенное к электродам, уплотняет металл ядра и способствует получению прочной точки.

Контактная сварка является наиболее подходящей для соединения элементов конструкций РЭА и приборов. Этим методом можно сваривать листовые детали из конструкционных сталей, цветных металлов и их сплавов с широким диапазоном их толщины — от 3-5 мм до нескольких микрон.

При точечной сварке лучшие результаты получаются при соединении деталей одинаковой толщины (рис. 9). Допускается сварка трех деталей.

Рис. 9. Примеры соединений, выполненных контактной точечной сваркой:
а — лист плюс уголок, б, в — лист плюс тавр, г — лист плюс уголки, д — лист плюс короб;
a. b. d. с. / — размеры, определяющие место размещения сварных точек

Для крупногабаритных конструкций из алюминиевых сплавов и нержавеющей стали применяют аргонодуговую сварку, а для изделий из- малоуглеродистых сталей — электродуговую, которая является наиболее универсальной. Ее особенность состоит в том, что в процессе сплавления соединяемых элементов конструкции сильно прогреваются соседние части деталей и в месте соединения образуется заметный шов.

Электродуговой сваркой успешно пользуются для соединения корпусов, кронштейнов, каркасов, рам из конструкционных сталей всех марок, а также при создании миниатюрных сварных узлов в приборостроении (толщина соединяемых деталей может быть от 0,1 до нескольких миллиметров) и выполнении электромонтажных работ. Электродуговой сваркой можно соединять детали из следующих сочетаний металлов: медь + медь; медь + никель; ковар + железо; медь + малоуглеродистая сталь; ковар + ковар; алюминий + алюминий и т. п.

Сварной шов при электродуговой сварке получается плотным и газонепроницаемым. Поскольку оксидную пленку при дуговой сварке электродами удаляют флюсом, после сварки шов тщательно промывают от шлака во избежание коррозии.

Для дуговой сварки с газовой защитой используют различные газы и газовые смеси, создающие инертную (аргонодуговая сварка), восстановительную или окислительную атмосферу. В производстве стальных конструкций наибольшее распространение из них получил метод механизированной сварки в среде углекислого газа, имеющий следующие преимущества: высокую производительность, низкую стоимость газовой защиты, простоту оборудования, возможность визуального наблюдения за формированием сварного шва и механизации процесса сварки коротких швов. Это особенно ценно для изделий радиоэлектронной и приборной промышленности.

Основными параметрами сварки в среде углекислого газа являются: сила тока, напряжение дуги, скорость сварки, расход углекислого газа, диаметр проволоки, скорость подачи проволоки.

При сварке углекислый газ необходимо пропускать через осушитель и подогревать электрическим нагревателем, так как влажность газа может стать причиной разбрызгивания металла и появления пор в сварных швах.

Для сварных соединений из тонколистовых сталей и соединений тонкостенных деталей из легких сплавов применяют газовую сварку, основным преимуществом которой является исключение прожогов металла в момент сварки. В кислородногазовых смесях используется ацетилен, природный газ, пропанбутан, распыленный керосин или бензин. Осуществляемая кранами на горелке регулировка относительного расхода кислорода и горючего газа определяет структуру пламени. В нормальном пламени (отношение объемов кислорода к ацетилену 1,2:1) имеются три зоны — яркое ядро, средняя (восстановительная) зона и факел. В окислительном пламени ядро уменьшается и факел голубеет. При избытке горючего ядро увеличивается, пламя становится красным.

Структуру пламени выбирают с учетом свойств свариваемого металла, а режимы сварки — в зависимости от толщины свариваемых деталей; диаметр сварочной проволоки должен быть равным толщине металла.

Присадочный металл, который при сварке вводится в дугу или укладывается в разделку между кромками двух свариваемых деталей.

Флюсы при газовой сварке наносят на разогретую присадочную проволоку, которые прилипают к ней при соприкосновении. В качестве флюсов используют буру, борную кислоту и их смеси с некоторыми добавками (например, хлоридами). При газовой сварке на сварном шве образуется тонкий шлак, который легко удаляется при постукивании и открывает сварной шов.

Холодная сварка, обеспечивающая соединение пластических металлов давлением, производится при комнатной температуре. В производстве РЭА ее применяют главным образом для соединения деталей малых толщин (до 1,5 — 2 мм) внахлест или встык. Холодная сварка осуществляется благодаря пластической деформации соединяемых деталей в месте сварки, которая устраняет оксидную пленку и приводит к образованию металлической связи между атомами на чистых поверхностях деталей. Основным условием качественной сварки является отсутствие на контактирующих поверхностях жировых пленок и грязи, а основным параметром — необходимая деформация металла, которая снижается с уменьшением толщины деталей. Место соединения при сварке получается чистым и не требует дальнейшей механической обработки. Этот метод применяют для соединений деталей из достаточно пластичных металлов и их сплавов: алюминия, дюралюминия, сплавов меди, никеля, золота, серебра, ковара, цинка. Оборудованием для холодной сварки служат гидравлические, рычажные и эксцентриковые прессы.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru