Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Учебное пособие для подготовки
рабочих на производстве

Практикум по слесарным работам

       

Шабрение криволинейных поверхностей

Кроме шабрения прямолинейных плоскостей, слесарю часто приходится выполнять работы по шабрению криволинейных поверхностей, в большинстве случаев на вкладышах подшипников.

При изготовлении новых вкладышей или после их заливки баббитом внутренние цилиндрические отверстия вкладышей растачивают на токарном или расточном станке с припуском на шабрение 0,1 — 0,2 мм.

Для удаления рисок, а также высококачественной подгонки внутренней цилиндрической поверхности по шейке вала вкладыши обрабатывают трехгранным шабером.

Учебное задание 1 состоит в шабрении одинарного разъемного подшипника.

1. Шейку вала и вкладыш подшипника (подшипник должен быть разобран) тщательно вытирают чистой тряпкой.

2. На шейку вала с помощью тампона наносят тонкий равномерный слой краски.

3. Окрашенную шейку вала укладывают на нижний вкладыш подшипника, а сверху накладывают верхний вкладыш с крышкой.

4. Равномерно и поочередно крест-накрест подшипник затягивают гайками так, чтобы вал можно было провернуть с небольшим усилием.

5. Для окрашивания выступающих мест на поверхности вкладыша вал в подшипнике вручную поворачивают вправо и влево на два-три оборота (рис. 211, а).

Шабрение вкладыша подшипника

Рис. 211. Шабрение вкладыша подшипника:
а — нанесение краски на поверхность вкладыша; б — прием работы

6. Отвернув гайки, снимают крышку, вынимают вал и вкладыши.

7. Нижний вкладыш зажимают в тисках с алюминиевыми или медными нагубниками и располагают его окрашенной поверхностью вверх.

8. Перемещая режущую кромку шабера по поверхности вкладыша вправо и влево (рис. 211, б), средней частью режущей кромки шабера шабрят места, покрытые краской, с косым направлением штрихов.

9. Верхний вкладыш пришабривают так же, как и нижний, до тех пор, пока большая часть поверхности нижнего вкладыша не окрасится.

10. Шабрение чередуют с нанесением краски до равномерного покрытия поверхности вкладыша пятнами на площади не менее 2/3 поверхности вкладыша, расположенного в нижней части.

11. Шейку вала и обработанную поверхность вкладыша протирают тряпкой, смоченной в керосине.

Шейку вала и вкладыш смазывают машинным маслом и производят окончательную сборку подшипника. Вращают вал, проверяя работу подшипника (вал должен вращаться с небольшим трением).

Учебное задание 2 состоит в шабрении подшипников с двойной опорой (рис. 212). Шабрение выполняется в той же последовательности, что в учебном задании 1, но с некоторыми дополнениями.

Вал с двойной опорой подшипников

Рис. 212. Вал с двойной опорой подшипников

Окрашивают обе шейки вала, помещают его во вкладыши, переносят краску на нижние вкладыши подшипников. Шабрят нижние, а затем верхние поверхности вкладышей до равномерного расположения пятен на большей части поверхности вкладышей. Шабрение заканчивают, когда пятна будут располагаться на большей части поверхности нижних и верхних вкладышей. Далее собирают подшипники и регулируют их прокладками, чтобы вращение вала от руки осуществлялось с небольшим трением.

Проверка качества шабрения производится: по равномерному покрытию поверхности вкладышей пятнами краски на площади не менее 2/3 их поверхности; на отсутствие царапин, вмятин и глубоких следов шабера на обработанной поверхности; на равномерное трение при вращении вала в подшипнике при надежной затяжке подшипника гайками.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru