[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

Основы
дизайна

2.2.3. В мире теней

Игра света и тени, оказывая решающее влияние на восприятие, усиливает объемнопространственную композицию и эффект перспективы. Построение теней на графических изображениях придает изображению большую объемность и наглядность. [an error occurred while processing this directive]

Различают два типа освещения: естественное (солнечное) и искусственное (центральное). При солнечном освещении принимается, что лучи света параллельны, при центральном - лучи света исходят из одной точки (рис. 43).

Рис. 43.
Построение тени при солнечном освещении и центральном освещении

Приведем и проиллюстрируем некоторые термины и определения (рис. 44):

Рис. 44.
Изображение собственной и падающей тени, блика, рефлекса

    собственная тень непрозрачного тела — часть его поверхности, не освещенная источником света;

    падающая тень - часть поверхности, на которую упала тень от непрозрачного тела; контур собственной тени - граница между освещенной частью поверхности предмета и частью, находящейся в собственной тени;

    рефлекс (лат. "отражение") - оттенок, наблюдаемый на поверхности предмета, если на это место падает отраженный свет, который соответствующим образом "окрашивает". Например, на предмете, поставленном рядом с красной материей, будет наблюдаться красноватый рефлекс. Заметим, что рефлекс на поверхности предмета не всегда будет совпадать с цветом объекта, от которого отражается свет: все зависит от того, насколько интенсивно цвет предмета поглощает лучи-рефлексы. так, рефлекс от красной материи может иметь зеленоватый оттенок. рефлексы, полученные "с воздуха", называются воздушными, с земли — земными; блик (нем. "взгляд") — световое пятно на поверхности освещенного предмета в месте отражения источника света.

В архитектуре тени изображают с помощью точных расчетов и геометрических построений. По специальным правилам строятся падающие тени в нишах и на фасадах, тени от колонн и пирамид. В живописи и в дизайне допускается свободная, произвольная передача теней — достаточно руководствоваться соображениями здравого смысла и критериями эстетики. Тем не менее, следует учитывать положение источника освещения и направление света, а также принимать во внимание следующее:

  • площадь падающей тени при освещении точечным источником больше, чем тень при параллельном освещении (рис. 43);
  • собственные тени слабее падающих (рис. 45 а);
  • падающая тень от предмета, расположенного у поверхности, интенсивнее, чем тень от предмета отстоящего (рис. 45 б);
  • чем дальше от зрителя находится предмет, тем слабее действие света (эффект воздушной перспективы); соответственно тени, интенсивные на первом плане, ослабевают по мере удаления предметов (рис. 45в);
  • два тона, помещенные рядом, усиливают друг друга (пограничный контраст). Возле границы, разделяющей собственную тень и освещенную поверхность, светлый тон должен быть светлее, а тень насыщеннее (рис. 45г).

Рис. 45.
Источник освещения и тень

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]