Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Профессиональное обучение

Основы дизайна

       

2.2.2. Перспектива

Изменение формы объемного объекта в пространстве - одна из наиболее ярких зрительных иллюзий. К примеру, одинаковые фигуры по мере удаления от зрителя воспринимаются неодинаковыми, параллельные прямые - непараллельными, сходящимися в одной точке (точке схода), а непараллельные кажутся параллельными; окружности выглядят эллипсами и т. д. Такие свойства зрительного восприятия называют перспективными сокращениями. Существует объективная закономерность перспективного видения, поэтому, рассуждая об увиденном, люди понимают друг друга. При изображении на плоскости или кривой поверхности видимые формы реальных объектов моделируются с учетом особенностей зрительного восприятия. Передача глубины пространства на плоскости - наиболее часто встречающаяся в работе дизайнера задача.

Изображение трехмерного пространства на плоскости в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, обусловленным степенью отдаленности их от точки наблюдения, называется перспективой.

Рисунок предмета в перспективе с сокращением удаленных от переднего плана его частей называется ракурсом (от французского raccourci — укорачивание).

До эпохи Возрождения художники почти не уделяли внимания перспективе и только в XV веке, стремясь к познанию, пытаясь понять природу вещей, стали изображать предметы в единстве со средой, в которой они находятся. Предметы рисовали так, как они отражались в зеркале, пространство передавалось изображением перспективных сокращений, движение тела - сложными ракурсами. Перспектива стала основной наукой художника, ее развивали Леонардо да Винчи, Дюрер, Микеланджело и другие великие мастера.

Различают следующие виды перспективы:

Линейная - изображение на плоскости с помощью центрального проецирования.

Рис. 36
Линейная перспектива

Панорамная - изображение на внутренней поверхности цилиндра (выставочные панорамы) - например, Бородинская панорама.

Плафонная - изображение на внутренней поверхности перекрытия какого-либо помещения.

Театральная - изображение на ряде отдельных поверхностей; например, театральные декорации (рис. 37).

Рис. 37
Театральная перспектива

Рельефная - изображение глубины пространства с помошью различных форм рельефа. (Рельеф - выпуклое изображение на плоскости; барельеф - скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью (низкий рельеф); горельеф - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем наполовину.) Рельефная перспектива создает иллюзию разной глубины при постоянном уровне рельефа.

Диорамная — изображение, сочетающее живопись на просвечивающем материале или стекле с обеих сторон с объемными предметами.

Архитектурная — изображение зданий, площадей, парков и т. д. (рис. 38). Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями: кроме линейной перспективы учитывается "динамизм" — увеличение видимых форм объекта при приближении к нему; может быть использовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях.

Рис. 38
Архитектурная перспектива

Стереоскопическая — изображение на плоскости (бумаге) выполняется по правилам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один делается из расчета на то, как видит левый глаз, другой — как видит правый.

Воздушная перспектива — изображение, которое учитывает явление смягчения деталей и контуров более удаленных объектов за счет относительной прозрачности толщи воздуха между зрителем и этими объектами. Воздушная перспектива рассматривает видимое зрителем освещение предметов как отношение силы света и тени, цвета и изменяемости окраски, в зависимости от расстояния до зрителя, влияния отраженных лучей и прочего (рис. 39).

Рис. 39
Воздушная перспектива

Обратная перспектива — изображение, акцентирующее внимание зрителя на смысловом центре, часто игнорирующее сокращения линейной перспективы ("рисую не то, что вижу, а то, что знаю"). В дизайне можно использовать обратную перспективу только в оправданных тематикой и предназначением работах.

Обратная перспектива применяется при написании русских икон. С точки зрения иконописца, икона - это окно в священный (сакральный) мир, и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь - простирается (рис. 40).

Рис. 40
Обратная перспектива

Пространство не от мира сего обладает свойствами, отличными от свойств земного пространства, не доступными телесному зрению и не объяснимыми логикой здешнего мира.

На рисунке дана схема такого умозрительного построения расширяющегося пространства. Возникает обратная перспектива: предметы тоже расширяются при их удалении от зрителя.

Перспектива в архитектуре - рабочий аппарат проектирования, поэтому требуется ее точный расчет по сложным алгоритмам. В дизайне перспектива играет роль иллюстрации, поэтому дизайнеры обычно не слишком строго придерживаются правил построения перспективы, используя для достижения нужного эффекта следующие приемы:

  • для увеличения глубины пространства разные части картины изображают с разных точек зрения (рис. 41);


  • тела вращения, прямоугольные поверхности, или объекты, относительные размеры и формы которых заранее известны (люди, животные), изображаются так, чтобы не затруднять их восприятие (рис. 42).


Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru