Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Матрос
морского судна

       

7.6. Предотвращение загрязнения моря

Основным документом, регламентирующим охрану окружающей среды на море, является International Convention for Prevention of Pollution from Ships, 1973/78 - MARPOL.

МАРПОЛ-73/78 использует следующие определения терминов:

  • вредное вещество - любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне, нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря;
  • сброс - любой выброс с судна, какими бы причинами он не вызывался, утечка, удаление, разлив, протечка, откачка, выбрасывание или опорожнение любых веществ или стоков;
  • нефть - это нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки и очищенные нефтепродукты;
  • нефтесодержащие продукты - смесь с любым содержанием нефти.

Судно обязано иметь Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (International Oil Pollution Prevention Certificate). Кроме того, на каждом судне должен находиться «План борьбы с разливом нефти - SOPEP», одобренный Регистром или другими компетентными органами.

Сообщения о случаях загрязнения моря нефтью или обнаружении загрязненной поверхности в море даются прибрежному государству при помощи наиболее быстрого и доступного средства связи с максимально возможной скоростью в установленном формате сообщения. Чаще всего загрязнение моря с судов, находящихся в порту, происходит во время проведения бункеровочных или грузовых операций на танкерах.

При производстве бункеровочных работ (включая операции с нефтесодержащими водами) на судне выполняется следующее:

  • оповещаются экипаж и пассажиры;
  • запрещается курение на открытых палубах;
  • ограждается место приема-сдачи топлива;
  • закрываются шпигаты на палубе;
  • закрываются иллюминаторы с борта приема-сдачи топлива;
  • поднимается флаг "Браво" (ночью - красный круговой огонь);
  • устанавливаются поддоны, подносится уборочный материал;
  • подносятся дополнительные огнетушители к месту приема-сдачи топлива, подсоединяются к рожкам два пожарных рукава;
  • устанавливается постоянная связь с бункеровщиком;
  • организуется постоянное наблюдение.

В случае разлива нефти необходимо (рис.7.18):

  • немедленно прекратить нефтяные операции;
  • объявить общесудовую тревогу;
  • начать удаление разлива нефти всеми доступными способами;
  • проинформировать портовые власти о случае и причинах разлива;
  • при попадании нефти за борт - вызвать нефтесборщик;
  • предпринять другие действия, способствующие немедленному удалению нефти с палубы судна.

Выброс и разлив нефтепродуктов

Рис. 7.18. Выброс и разлив нефтепродуктов

Все действия по подготовке к бункеровке и ее проведению, а также в случае разлива нефти и устранения разлива должны фиксироваться в судовом журнале.

Предотвращение загрязнения моря мусором. Под термином мусор (Garbage) понимаются все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, перечисленных в МАРПОЛ-73/78.

Запрещается выбрасывать в море вне зависимости от расстояния до ближайшего берега все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора. Для их сбора на судне устанавливается закрываемая крышкой емкость, а по приходу в порт этот мусор сдается на берег.

Выбрасывание в море мусора производится в том случае, если расстояние до ближайшего берега составляет не менее:

  • 25 миль - для обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов;
  • 12 миль - для пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы;
  • 3 мили – для мусора, прошедшего через измельчитель или мельничное устройство и прошедшего через грохот.

В особых районах запрещается выбрасывать любой мусор, за исключением пищевых отходов на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега. К таким районам относятся: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Северное, Ирландское, Карибское, Южно-Китайское, Внутреннее Японское моря, Персидский и Мексиканский заливы, Английский канал, Малаккский пролив, районы Антарктики, расположенные к югу от 60° южной широты.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru