Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Матрос
морского судна

       

7.3. Обучение и подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в изучении теоретического материала и требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна.

Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну (рис. 7.1).

Ознакомление экипажа с устройством и оборудованием судна

Рис. 7.1. Ознакомление экипажа с устройством и оборудованием судна

Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа включает следующие пункты:

  • общее расположение судна;
  • сигналы тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
  • расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;
  • расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;
  • судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.

Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.

На втором этапе производится отработка требований к членам экипажа по борьбе за живучесть судна. На этом этапе отрабатывается также организация связи и взаимодействия ГКП с аварийными партиями, группами и ходовыми вахтами, организация использования спасательных средств при оставлении судна.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна производится на основе месячных планов, которые составляются старшим помощником капитана совместно со старшим механиком. Планы утверждаются капитаном.

Формами подготовки экипажа являются теоретические и практические занятия, частные и общесудовые учения.

Теоретическая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:

  • совещания и учеба (Safety Committee Meetings);
  • занятия по освоению судового оборудования;
  • просмотр учебных видеофильмов;
  • самостоятельные занятия.

Практические занятия проводятся непосредственно у мест расположения соответствующего судового оборудования.

Частные учения проводятся для отработки взаимодействия и слаженности работы членов экипажа на судовом посту и между судовыми постами, закрепления навыков в использовании аварийных средств и материалов. Учения проводятся командирами аварийных партий, групп и постов.

Руководитель учения обеспечивает подмену участников учения, занятых на вахте или судовых работах. В ходе частного учения руководитель добивается четких и правильных действий в соответствии с поставленной целью; после окончания учения проводится его разбор.

Организация проведения учений судового экипажа

Учения должны проводиться по всем видам тревог, предусмотренным на судне. Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном - по борьбе с пожаром.

Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в проводившихся на судне учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

При вводе судна в эксплуатацию, после модификаций существенного характера или если на судне новый экипаж, то такие учения должны быть проведены до отхода.

Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под непосредственным руководством старшего помощника капитана и общим руководством капитана судна. Для проведения учения объявляется учебная тревога.

План учения составляет старший помощник капитана на основании задания, полученного от капитана, с привлечением других лиц командного состава. План предусматривает отрабатываемые на учении эпизоды, характер и размеры условных повреждений. Планируется последовательность событий учения, намечается имитация повреждений с тем, чтобы создать обстановку, максимально приближенную к действительной, но ни в коем случае не приводить к фактическим повреждениям техники или несчастным случаям с людьми.

Учения, насколько это практически возможно, должны проводиться так, как если бы существовала действительная аварийная ситуация. После каждого учения должен проводиться его всесторонний разбор, руководитель учений дает оценку действиям участников, отмечает положительные результаты и недостатки.

Учения по борьбе с пожаром. Каждое учение по борьбе с пожаром должно включать (рис. 7.2):

  • прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам;
  • пуск пожарного насоса с использованием, по меньшей мере, двух требуемых стволов, чтобы показать, что система находится в надлежащем рабочем состоянии;
  • проверку снаряжения пожарного и другого личного спасательного снаряжения;
  • проверку соответствующего оборудования связи;
  • проверку работы водонепроницаемых дверей, пожарных дверей и пожарных заслонок, главных приемных и выпускных отверстий вентиляционных систем в районе проведения учения;
  • проверку необходимых мер и устройств для последующего оставления судна.

Учебная пожарная тревога

Рис. 7.2. Учебная пожарная тревога

Оборудование, используемое во время учений, должно быть немедленно приведено обратно в состояние полной готовности к эксплуатации, а любые неполадки и дефекты, обнаруженные во время учений, должны быть устранены как можно скорее.

Учения по оставлению судна. Каждое учение по оставлению судна должно включать:

  • вызов пассажиров и членов экипажа к местам сбора с помощью сигнала тревоги, после которого по системе громкоговорящей связи или по другой системе связи передается сообщение об учении, обеспечение их ознакомления с порядком оставления судна, указанным в расписании по тревогам;
  • прибытие к местам сбора и подготовку к выполнению обязанностей, указанных в расписании по тревогам (рис.7.3);
  • проверку того, чтобы все пассажиры и члены экипажа были соответствующим образом одеты;
  • проверку того, чтобы были правильно надеты спасательные жилеты;
  • приспускание, по меньшей мере, одной спасательной шлюпки;
  • пуск и работу двигателя спасательной шлюпки;
  • поиск и спасание манекенов, блокированных в каютах;
  • инструкцию по использованию радиооборудования для спасательных средств.

Учебная шлюпочная тревога

Рис. 7.3. Учебная шлюпочная тревога

Каждая спасательная шлюпка с расписанной на ней командой должна спус-каться на воду и маневрировать на воде, по меньшей мере, один раз в 3 месяца во время проведения учения по оставлению судна (рис. 7.4).

Спасательная шлюпка на воде

Рис. 7.4. Спасательная шлюпка на воде

Дежурные шлюпки с расписанной на них командой один раз в месяц должны спускаться на воду и маневрировать на воде. Во всяком случае, это требование должно соблюдаться, по меньшей мере, один раз в 3 месяца.

Если на судне установлены морские эвакуационные системы, то в учения должны входить тренировки по процедурам развертывания таких систем вплоть до непосредственного их использования.

Регистрация. После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа, для чего командный состав в ходе учения должен внимательно наблюдать за действиями экипажа.

Результаты учения записываются старшим помощником капитана в плане учения (на листе замечаний). О проведении учения (особенно о спуске спасательных шлюпок с указанием их номера) необходимо сделать краткую запись в судовом журнале, а по борьбе с пожаром дополнительно в пожарно-контрольном формуляре.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru