Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Матрос
морского судна

       

3.4. Средства навигационного оборудования

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО). В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции, а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием. Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль. Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Портовые знаки сооружают в портах на оконечностях молов, пирсов и причалов.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов.

Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь. Система предусматривает пять типов знаков.

1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.

Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В (рис. 3.22), которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками. Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны, принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, — к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.

Деление Мирового океана на регионы А и В

Рис. 3.22. Деление Мирового океана на регионы А и В

Регион А. На левой стороне (рис. 3.23) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).

Знак левой стороны

Рис. 3.23. Знак левой стороны

На правой стороне (рис. 3.24) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.

Знак правой стороны

Рис. 3.24. Знак правой стороны

В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа (рис. 3.25) – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).

Основной фарватер справа

Рис. 3.25. Знак, указывающий, что основной фарватер справа

Основной фарватер слева (рис. 3.26) – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светя-щийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.

Основной фарватер слева

Рис. 3.26. Знак, указывающий, что основной фарватер слева

Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни (рис. 3.27 – 3.30).

Знак левой стороны

Рис. 3.27. Знак левой стороны

Знак правой стороны

Рис. 3.28. Знак правой стороны

Основной фарватер справа

Рис. 3.29. Знак, указывающий, что основной фарватер справа

Основной фарватер слева

Рис. 3.30. Знак, указывающий, что основной фарватер слева

2. Кардинальные знаки служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 3.31).

Кардинальные знаки

Рис. 3.31. Кардинальные знаки

В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.

Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).

Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).

Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).

Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности. Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых про-блесков в группе, период 15 с).

3. Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров. Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки (буи и вехи) окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 3.32). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.

Знаки, ограждающие отдельные опасности

Рис. 3.32. Знаки, ограждающие отдельные опасности

4. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 3.33). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).

Осевые знаки

Рис. 3.33. Осевые знаки

5. Знаки специального назначения применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др. Знаки окрашены в желтый цвет (рис. 3.34). Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.

Знаки специального назначения

Рис. 3.34. Знаки специального назначения

Некоторые термины прибрежных районов
и навигационных опасностей

Залив - часть океана, вдающаяся в сушу

Бухта - небольшой залив

Фьорд - узкийглубокий залив, с высокими и крутыми берегами, далеко вдающийся в сушу

Губа - название заливов в устьях рек

Шхеры - скопление множества островов, надводных и подводных скал и камней в прибрежном районе

Пролив - узкое водное пространство, соединяющий два смежных водных бассейна - океан с морем, море с морем

Морской канал - искусственно прорытый в морском дне проход для судов через мелководье

Фарватер - безопасный для судов проход среди мелей и других опасностей, огражденный предостерегающими знаками

Рейд - водное пространство у берега или среди островов с глубинами, пригодными для якорной стоянки

Порт - прибрежная акватория, огражденная от волнения, а также прилегающая к ней оборудованная полоса берега, предназначенная для обслуживания судов

Гавань - часть акватории порта, защищенная от ветра и волнения, предназначенная для стоянки судов и выполнения грузовых операций

Мол - внешнее оградительное сооружение порта, связанное с берегом

Волнолом - внешнее оградительное сооружение, не связанное с берегом

Причал - общее название места стоянки судов в порту

Пирс - причальное сооружение, расположенное перпендикулярно берегу и служащее для швартовки судов

Дебаркадер - понтон, закрепленный у берега, служащий для швартовки судов и выполнения грузовых операций

Мель - участок моря с глубинами, меньшими окружающих

Отмель - мель, тянущаяся от берега

Банка - отдельно лежащая мель, ограниченная по площади

Коса - узкая, длинная, обычно песчаная отмель

Бар - мель, отгораживающая устье реки от моря

Риф - опасная для плавания мель или отмель с твердым грунтом

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru