Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Профессия
маляр

       

1.3. Общие сведения о строительных работах

Виды и назначение

Строительство осуществляется по проекту, в котором определяются: эксплуатационные и технологические характеристики объекта; форма и размеры зданий, сооружений и их элементов; материалы и детали, из которых они должны сооружаться; необходимое технологическое оборудование; методы производства строительных и монтажных работ (рис. 2).

Структура создания строительной продукции

Рис. 2. Структура создания строительной продукции

Строительные и монтажные работы (земляные, каменные, бетонные, железобетонные, кровельные, отделочные) состоят из различных технологически связанных строительных процессов. В свою очередь, строительные процессы состоят из рабочих операций.

Рабочей операцией называется технологически однородный и неделимый элемент строительного процесса, выполняемый постоянным составом рабочих при использовании постоянной группы средств труда (машины, оснастка, инструмент) и предметов труда (материалы изделия, конструкции). Рабочие операции складываются из рабочих движений (приемов). Рационализация рабочих движений при выполнении рабочих операций имеет большое значение для экономии рабочего времени, снижения трудоемкости работ и повышения качества строительной продукции.

Строительные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и транспортные. К основным относятся процессы по непосредственному возведению конструкций: монтаж конструкций, бетонирование фундаментов, кирпичная кладка стен, отделочные работы. К вспомогательным относятся процессы, связанные с устройством подмостей, лесов для кладки стен или отделочных работ, и др. Транспортные процессы связаны с доставкой материалов, деталей, конструкций к рабочему месту на строительной площадке. Рабочие строители различаются по профессии и квалификации. Профессия рабочих определяется видом выполняемых ими работ (монтажник, каменщик, арматурщик, кровельщик, штукатур, маляр, облицовщик и др.). Квалификация рабочего характеризуется его знаниями, опытом и степенью сложности работ, которые он в состоянии высококачественно выполнять.

Для успешного осуществления процессов строительного производства требуется разделение труда между рабочими в соответствии с их квалификацией и организация их совместной работы. Поэтому строительные процессы выполняются звеньями или бригадами. В состав звена входят 2-5 рабочих одной профессии различной квалификации (разряда). Бригада состоит из большего числа рабочих, чем звено, или из нескольких звеньев. Бригады, состоящие из рабочих одной профессии, называют специализированными. Бригады, в которые входят рабочие разных профессий, создаваемые для выполнения нескольких взаимосвязанных процессов, называют комплексными. Производительность труда определяется количеством доброкачественной продукции, вырабатываемой рабочим в единицу времени. Расчеты количества труда для строительства, а также уровень производительности труда ведутся на основе единых норм и расценок (ЕНиР) по нормам времени и по нормам выработки.

Норма времени - это необходимые затраты рабочего времени или времени работы машины для изготовления единицы доброкачественной продукции. Норма выработки - количество доброкачественной продукции, которое должно быть изготовлено рабочим или звеном рабочих в единицу времени.

При производстве строительных и монтажных работ строительные процессы на объекте могут вестись последовательно, параллельно или поточно. Наиболее эффективным является поточный метод, при котором строительные процессы выполняются в определенном порядке (совмещаясь во времени) с обеспечением ритмичности производства, рационального использования труда, времени и технических средств. Объект условно делят на захватки, т. е. участки, на которых имеется достаточный объем работ для выполнения строительного процесса бригадой в течение определенного времени (час, смена, сутки). Количество захваток должно быть таким, чтобы бригады разных профессий могли выполнять строительные процессы одновременно, перемещаясь по окончании работы с одной захватки на другую.

Проект производства работ

Для выполнения строительных процессов на объекте разрабатывается техническая документация, в которой определяются характер процесса и его состав, методы производства, потребность в трудовых ресурсах, в средствах механизации, в материалах, а также потребность в ресурсах времени. Такая техническая документация называется проектом производства работ, который составляется по рабочим архитектурно-планировочным и расчетно-кон-структивным чертежам и содержит в своем составе следующие материалы:

  • календарный план (сетевой график), устанавливающий последовательность и сроки выполнения строительных и монтажных работ;
  • подсчет объемов строительных и монтажных работ;
  • график поступления на объект строительных конструкций, материалов, деталей и полуфабрикатов;
  • график работы основных строительных машин (экскаваторы, компрессоры, сварочные агрегаты и др.);
  • график движения рабочих по захваткам, ярусам, делянкам;
  • строительный генеральный план объекта (строй-генплан) с определением мест постоянных и временных транспортных путей, коммуникаций, временных зданий и сооружений, площадок складирования конструкций и материалов;
  • сметная стоимость производства строительно-монтажных работ;
  • технологические карты на сложные и ответственные строительные процессы;
  • решения по технике безопасности.

На основе разработанных инженерно-технологических решений в проекте производства работ составляется пояснительная записка с обоснованием принятых решений в потребности необходимых ресурсов.

Технологические карты

Составным элементом проекта производства работ являются технологические карты, в которых определен строительный процесс, рассмотрены составные части процесса (операции), указаны технологические режимы условия производства изготовления данной строительной продукции или ее части (монтаж железобетонных конструкций, кирпичная кладка стен, оштукатуривание, малярные работы и др.), последовательность выполнения рабочих операций с целью оптимизации трудоемкости, продолжительности, стоимости работ, для получения доброкачественной строительной продукции.

Типовая технологическая карта состоит из разделов:

  • область применения, где приводится характеристика рассматриваемых элементов зданий, состав работ, охватываемых этой картой, условия производства работ;
  • организация и технология строительного процесса, где приводятся указания и требования к готовности предшествующих работ, план и разрезы рассматриваемой части здания, где будут производиться работы, методы и последовательность производства работ, состав бригад, звеньев рабочих, калькуляция трудовых затрат (стоимость работ), графики выполнения работ по минутам, указания по контролю и оценке качества работ, решения по охране труда и технике безопасности;
  • технико-экономические показатели, где рассчитаны затраты труда на единицу строительной продукции, затраты машиносмен, выработка на одного рабочего в смену в физическом выражении (м3; м2; тонны; себестоимость строительно-монтажных работ, руб.);
  • материально-технические ресурсы, где приводится потребность в материалах, конструкциях, по их номенклатуре, спецификациям, физическим объемам работ и нормам расхода материальных ресурсов, количество и тип машин, инвентаря, инструментов, приспособлений, оснастки в соответствии с объемами работ, сроками их выполнения и количеством рабочих.

Индустриальные методы отделочных работ. Цехи для приготовления малярных составов, передвижные станции, приобъектные мастерские

Характеристика. Шпатлевки под водные и неводные краски, меловую пасту, стекольную замазку, эмульсионные разбавители, готовые к употреблению окрасочные неводные составы, масляные краски и клеи для наклеивания обоев готовят централизованно на предприятиях по приготовлению малярных составов в цехах, оборудованных технологическими линиями (рис. 3). Мел из вагонов разгружают в бункера, затем он поступает на конвейер-питатель и направляется на склад. Со склада мел перевозят погрузочной машиной последовательно на конвейер, элеватор, дезинтегратор и главный конвейер цеха. Конвейер снабжают четыре линии приготовления масляных и клеевых шпатлевок, меловой пасты и замазки. Каждая технологическая линия имеет бункер-накопитель, из которого мел через питатель поступает в весовой дозатор, выдающий необходимое количество материала для измельчения и смешения с другими компонентами.

Технологическая линия для приготовления малярных составов

Рис. 3. Технологическая линия для приготовления малярных составов;
подача: 1 — растворители, 2 — олифы, 3 — клея, 4 — глинозема. 5 — мыла, 6 — воды, 7 — мела; выдача: 5 — замазки меловой пасты. 10 — масляной шпатлевки, 11 — клеевой шпатлевки, 12 — олифы. 13 — грунтовки

Жидкие компоненты (глиноземный, мыльный, клеевой растворы) заданной концентрации предварительно готовят на смесителях, оборудованных электронагревательными элементами. Подготовленные растворы насосами подают в напорные баки, в которые из емкостей резервного запаса поступают олифа и растворитель. Из напорных баков жидкие компоненты по трубопроводам подают к дозаторам. При каждом цикле перемещения дозаторы выдают в бункер заданное количество раствора для приготовления малярного состава. Перемешанная до однородности масса поступает из бункера на трехвал-ковую краскотерку. Готовую продукцию (меловую пасту, масляную и клеевую шпатлевки, синтетические шпатлевки на клеевых растворах и латексе) вибрационный насос подает на склад готовой продукции.

Малярные составы приготовляют также непосредственно на строительный площадке с помощью передвижных малярных станций, которых в настоящее время насчитывается более 15 типов, различающихся в основном комплектующими машинами и оборудованием.

Передвижная малярная станция конструкции ЦНИИ-ОМШ (рис. 4) предназначена для приготовления грунтовок, клеевых и масляных шпатлевок, красок, известковых побелок, водомасляных эмульсий, клеевых растворов, подачи их к месту работ и нанесения составов на поверхности. Обслуживают станцию два оператора.

Передвижная малярная станция

Рис. 4. Передвижная малярная станция ЦНИИОМТП: 1 - колонка электроподогрева, 2 - электроклееварка, 3 - дозаторы, 4 - насосы-смесители, 5 - вибросито и вибронасосы, 6 - лари, 7 - шкаф электрооборудования, 8 - весы, 9 - краскотерки, 10 - агрегат для перемешивания и транспортировки шпатлевки, 11 - съемное устройство, 12 - водопроводный кран и раковина

Малярная станция размещена в стандартном укрепленном фургоне, установленном на автомобильном прицепе. Для работы в зимнее время станция оснащена электрокалориферным отоплением и вентиляцией. Станция оборудована внутренним водопроводом и водосбросом. Подсоединяют станцию к системе наружного водопровода, канализации, электросети на строительной площадке, а также выполняют заземление. Станция имеет 20 единиц оборудования: жерновые краскотерки, вибронасосы; вибросита; насосы-смесители, аппараты для перемешивания шпатлевок, дозаторы, электроклееварки, компрессоры (табл. 2).

Малярная станция Гипрооргсельстроя предназначена для механизации малярных работ при строительстве сельскохозяйственных объектов. С помощью станции можно приготовить, транспортировать и наносить на поверхности водные, водно-клеевые грунтовки и окрасочные составы, а также клеевые шпатлевки. Станция оснащена средствами механизации серийного производства - ра-створонасосом, двухвальным смесителем. При отсутствии в сельской местности водопроводной сети используют бак для воды, заполняемый с помощью ручного насоса.

Передвижная малярная станция СО-115 предназначена для приема полуфабрикатов, приготовления, просеивания, транспортирования и нанесения на поверхности малярных составов. Используют на объектах промышленного, гражданского и сельского строительства, обеспеченных действующими системами электро- и водоснабжения, канализации, подъездными путями. Станция состоит из смесителя, просеивающего устройства, одновинтового насоса, жерновой краскотерки, вибросита, красконагнетательного бака и др. (см. табл. 2). Дальность подачи состава по горизонтали - 120-140 м, по вертикали - 40-50 м. Компоновка малярной станции обеспечивает организацию нескольких технологических линий по производству водных, водно-клеевых, клеевых красок, грунтовок, клеевых и масляных шпатлевок, масляных красок.

Передвижной малярный комплект 2М76 предназначен для приготовления (из полуфабрикатов) и нанесения на поверхности шпатлевок, различных окрасочных составов на объектах сельского строительства. Комплект представляет собой кузов, установленный на шасси автомобильного прицепа. В кузове размещены механизмы, приспособления, инвентарь и ручные инструменты для производства малярных работ. Приготовленные жидкие шпатлевки, грунтовочные и окрасочные водно-клеевые и масляные составы подают растворонасосом или компрессором по напорным рукавам к рабочим местам для нанесения на поверхность с помощью краскораспылителей, форсунок или пневматических валиков. Комплект имеет оборудование для обогрева кузова и принудительную вентиляцию: установку для нанесения жидкой шпатлевки; краскотерку; вибросито; смеситель; клееварку и др..

В тех случаях, когда отсутствуют предприятия по приготовлению окрасочных составов, а также передвижные малярные станции, оборудуют временную приобъектную краскозаготовительную мастерскую (рис. 5).

План приобъектной колерной мастерской

Рис. 5. План приобъектной колерной мастерской:
1,2 - инвентарные бачки с масляными и шпатлеванными составами, 3 - клееварка, 4 - смеситель для грунтовок, 5 - рабочие столы, б - инструментальная, 7 - бачки с клеевыми составами, 8 - бачок с готовой меловой пастой, 9 - склад, 10 - ящики с крышками для хранения сухих пигментов, 11 - весы, 12 - раковина с водоразборным краном, 13 - емкость для хранения мела, 14 - вибросито, 15 - краскотерка

Передвижная станция для обойных работ (рис. 6) предназначена для хранения оборудования нормокомплекта инвентаря и приспособлений, транспортирования на строительные объекты материалов для обойных работ, обрезки и раскроя обоев. Оборудование станции размещено в фургоне, установленном на автоприцепе.

Передвижная станция для обойных работ

Рис. 6. Передвижная станция для обойных работ:
1 - кузов на пневмоколесном шасси, 2 - шкаф для одежды, 3 - стол для раскроя обоев, 4 - стеллажи для инструментов, 5 - электрооборудование, б -установка для резки обоев, 7 - электроклееварка

Техническая характеристика передвижной станции
для обойных работ

Эксплуатация. Фургон станции устанавливают на ровной площадке на расстоянии 4-5 м от строящегося объекта. Станцию заземляют согласно инструкции и подключают к постоянной сети. Подсоединяют резинотканевые рукава к внешнему или находящемуся внутри здания водопроводу. Зимой рукава утепляют.

Прокладывают резинотканевые рукава от станции на этажи или устанавливают инвентарные металлические трубопроводы для подачи шпатлевок, грунтовок и окрасочных составов.

До начала работы необходимо проверить следующее: прочность крепления машин и механизмов к основанию; прочность всех болтовых и резьбовых соединений, шлангов, рукавов; световую и звуковую сигнализации; отопление; вентиляцию и др.; работу всех машин и механизмов на холостом ходу. Неисправности, обнаруженные при предварительном осмотре, следует немедленно устранить.

Правильность вращения ротора электродвигателя и рабочих органов, связанных с ним, необходимо проверить на холостом ходу. Секторные затворы всех бункерных устройств должны легко закрываться и открываться. Ковши элеваторов не должны цепляться за кожух, а цепи должны иметь нормальное натяжение. Скребки питателя должны свободно и легко перемещать молотый мел. Проверяют опрокидывание ковша, мешалок с помощью штурвала. Клиноременные передачи должны быть нормально натянуты. Запорные вентили и краны баков жидких компонентов должны легко закрываться и открываться.

Обязательно проверяют соответствие паспортного напряжения напряжению питающей электросети.

Во всех смесительных устройствах проверяют крепление лопастей.

В период работы не допускается превышать установленное давление растворонасосов и компрессоров. Необходимо следить, чтобы в воронки мелотерок и краскотерок не попадали металлические предметы или твердые куски (если они обнаружены, удалять их можно только при полной остановке машины).

В процессе работы следует следить за состоянием конвейеров, элеваторов, бункеров, краскотерок, смесителей, трубопроводов, соединителей и т. д.

Ежедневно по окончании работы все машины, механизмы, инвентарь, инструменты и оборудование необходимо промыть, просушить и протереть, смазать все трущиеся части машины, залить необходимое количество смазочного материала или воды.

При перебазировании станции необходимо выполнять следующее: отсоединить провода электропитания и заземления, смотать их в бухты и убрать внутрь станции; отсоединить подачу воды; снять станцию с аутриггеров и с деревянных колодок; проверить давление в колесах и исправить системы дорожных указателей станции. Перед разъединением необходимо сбросить давление в резиновых рукавах и освободить их от заполняющего материала. При перевозке передвижной малярной станции с одного объекта на другой все оборудование, механизмы, инвентарь, инструменты и приспособления необходимо тщательно очистить, промыть, свернуть и закрепить, а станцию запереть и опломбировать.

Машины для очистки поверхностей

Металлические, бетонные и железобетонные поверхности очищают следующими способами: пескодробе-струйным (пескоструйным), гидропескоструйным, механизированным инструментом и вручную стальными щетками.

Пескодробеструйный (пескоструйный) способ применяют для очистки от ржавчины металла толщиной более 3 мм и удаления с металлической поверхности окалины при больших объемах работ. Сущность способа заключается в том, что на обрабатываемую поверхность подается через сопло абразивный материал сильной струей сжатого воздуха. Ударяясь с большой силой о поверхность, абразивный материал сбивает с нее ржавчину или окалину. В качестве абразивного материала применяют стальной высококремнистый песок с зернами крупностью 0,3-1 мм, стальную колотую или литую дробь, чугунную колотую дробь размером 0,2-2 мм и кварцевый речной или горный песок с зернами крупностью 0,5-2,5 мм. Влажность песка должна быть не более 5 %. Абразивный материал выбирают в зависимости от условий производства работ: для очистки закрытых емкостей -металлический песок или дробь; кварцевый песок, образующий вредную силикатную пыль, разрешается для очистки открытых поверхностей, например металлоконструкций.

Однокамерные дробеструйные аппараты АД-150Б (рис. 7) используют для очистки поверхности от ржавчины. Производительность аппарата 10-12 м2/ч. Цилиндрическая камера 8 смонтирована на опорных колесах 1 и опорной стойке 11. Перед пуском дробеструйного аппарата проверяют исправность корпуса, пневмоприводов, закрывают краны 2, 6 и клапан 10 подачи песка (дроби). Камеру загружают песком (дробью) через загрузочный конус 7, регулируя подачу абразива с помощью автоматического загрузочного клапана 5с пневматическим управлением.

Дробеструйный аппарат

Рис. 7. Дробеструйный аппарат АД-150Б:
1 - опорное колесо, 2, 6 - краны, 3 - тройник, 4, 5, 10 - клапаны, 7 - загрузочный конус, 8 - корпус (камера), 9 - масловлагоотделитель, 11 - опорная стойка, 12 - рукав

После загрузки в камеру подают сжатый воздух через кран 6, при этом загрузочный клапан 5 автоматически закрывается. Открывают кран 2 подачи воздуха, продувают материальные рукава 12 и, открыв клапан 10 подачи песка, направляют струю на очищаемую поверхность.

Одноцилиндровые пескоструйные аппараты периодического действия (рис. 8) применяют для очистки металлических поверхностей от ржавчины пескоструйным способом. Принцип работы пескоструйного аппарата заключается в том, что сжатый воздух от компрессора, пройдя масловодоотделитель 4, поступает по трубе 7 в верхнюю часть резервуара 7 с сухим песком, а по трубе 6 - в смеситель 5 сжатого воздуха с песком.

Одноцилиндровый пескоструйный аппарат периодического действия

Рис. 8. Одноцилиндровый пескоструйный аппарат периодического действия:
1 - резервуар с песком, 2 - сопло, 3 - рукав, 4 - масловодоотделитель, 5 - смеситель, 6,7 - трубы

Давлением воздуха песок продавливается сверху в нижнюю конечную часть аппарата и затем в смеситель, а оттуда по резиновому рукаву 3 нагнетается в сопло 2. Через сопло песчано-воздушная смесь струей выбрасывается на очищаемую поверхность. Для пескоструйного метода очистки используют горный кварцевый песок зернистостью 0,8-1,5 мм.

Гидропескоструйные установки (рис. 9) для уменьшения количества песчаной пыли вместо сухого песка распыляют смесь песка с водой. Чтобы предохранить металл от коррозии, в воду добавляют в небольших количествах ингибиторы, которые замедляют коррозию и обеспечивают сохранение чистой поверхности металла в течение 5-20 ч. К соплу 8 установки по рукаву 6 в струе сжатого воздуха подается сухой песок и по отдельному рукаву 7 - вода, количество которой регулируют краном. При работе аппарата вокруг частиц песка, взвешенных в воздушном потоке, создается сплошная водяная завеса, устраняющая образование пыли. Эти установки применяют также при торкретировании.

Гидропескоструйная установка для очистки поверхностей

Рис. 9. Гидропескоструйная установка для очистки поверхностей:
1 - бак для воды, 2 - шланги для подводки сжатого воздуха, 3 - компрессор, 4 - масловодоотделитель, 5 - цемент-пушка, 6, 1- рукава для подводки к соплу песка и воды, 8 - сопло, 9 - обрабатываемая поверхность

Контрольные вопросы

  1. Назовите виды строительных работ.
  2. Что такое строительные процессы?
  3. Что включает в себя проект производства работ?
  4. Что способствует соблюдению последовательности выполнения строительных работ?

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru