Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Профессия «лифтер»
Учебное пособие

       

§ 4. Шахта лифта

Шахта лифта — это пространство, в котором перемещается кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины. Она должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.

Шахта может быть полностью или частично огражденной (рис. 2.9), а также приставной (рис. 2.10).

В качестве строительных материалов для ограждения шахт применяют кирпич, железобетон, металлическую сетку, стальные листы, стекло, стеклоблоки, перфорированные листы. Ограждение стеклом шахты лифта самостоятельного пользования в жилом доме со стороны, доступной пассажиру, запрещено.

Общий вид наружной установки лифтов

Рис. 2.9. Общий вид наружной установки лифтов в частично огражденной шахте

В шахте может размещаться следующее оборудование лифта:

  • кабина;
  • противовес;
  • направляющие кабины и противовеса;
  • этажные переключатели или датчики;
  • двери шахты;
  • электропроводка;
  • подвесной кабель;
  • канаты кабины и противовеса;
  • канат ограничителя скорости; я приборы освещения;
  • уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резиновые тросовые ленты).

Приставная шахта лифта

Рис. 2.10. Приставная шахта лифта:
1 — приямок; 2 — средняя секция шахты; 3 — верхняя секция шахты; 4 — секция машинного помещения; 5 — несущая рама; 6 — опорная балка

Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещается следующее оборудование: буферные устройства или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости, выключатель приямка и др. (рис. 2.11).

Оборудование приямка

Рис. 2.11. Оборудование приямка (общий вид):
1 — буферное устройство кабины; 2 — буферное устройство противовеса; 3 — натяжное устройство каната ограничителя скорости

Буферные устройства и упоры служат для амортизации и остановки движущейся вниз кабины (противовеса) при переходе нижнего рабочего положения. Буферные устройства могут быть пружинными и гидравлическими (рис. 2.12).

Гидравлический буфер

Рис. 2.12. Гидравлический буфер:
а — с изменяющейся площадью кольцевого отверстия: 1 — гайка; 2 — втулка; 3, 20 — амортизаторы; 4 — шток; 5 — корпус; 6 — фасонная шайба; 7 — контактное устройство; 8 — цепь (канатик); 9 — резервуар; 10, 16 — кольца; 11 — втулка гидроцилиндра; 12 — фасонная гайка; 13 — пружина; 14 — чехол; 15 — плунжер; 17 — пружинное кольцо; 18 — торцевая шайба; 19 — кронштейн; 21 — линейка; 22 — сливная пробка;
б — с изменяющимся числом калиброванных отверстий: 1 — плунжер; 2 — сжатый азот; 3 — щуп; 4 — крышка; 5 — резервуар; 6 — масло; 7 — калиброванное отверстие; 8 — корпус (цилиндр); 9 — шток; 10 — контактное устройство; 11 — линейка

Натяжное устройство каната ограничителя скорости (рис. 2.13) предназначено для натяжения каната ограничителя скорости.

Натяжное устройство

Рис. 2.13. Натяжное устройство каната ограничителя скорости:
1 — буфер; 2 — направляющая кабины; 3 — концевой выключатель; 4 — блок; 5 — рычаг; 6 — груз

Электрическое устройство контроля обрыва или вытяжки (выключатель) натяжного устройства каната ограничителя скорости необходимо для размыкания цепи управления лифтом при ослаблении крепления или вытяжении каната ограничителя скорости.

Выключатель приямка служит для размыкания цепи управления лифтом при выполнении электромехаником кратковременных работ в приямке.

Также в приямке размещают приборы освещения и лестницу или скобы, необходимые для входа в приямок.

Противовес (рис. 2.14) служит для уравновешивания массы кабины и части полезного груза, находящегося в кабине. Противовес связан с кабиной несущими канатами, которые прикреплены к каркасу противовеса при помощи пружинной подвески. Противовес состоит из каркаса, башмаков и наборного груза. На противовесе могут быть установлены ловители, если под шахтой возможен проход людей.

Противовес

Рис. 2.14. Противовес:
1 — вертикальный стояк; 2 — направляющий башмак; 3 — верхняя балка; 4 — пружинная подвеска; 5 — упор; 6 — груз; 7 — стяжка; 8 — нижняя балка; 9 — пластина

Гибкие уравновешивающие элементы применяются на пассажирских лифтах при высоте подъема более 45 м, так как при большой высоте подъема и его значительной грузоподъемности существенно возрастает масса тяговых канатов, приближаясь к величине, соизмеримой с номинальной грузоподъемностью лифта.

Гибкие уравновешивающие элементы необходимы для компенсации или уменьшения влияния перетекающих масс на работу лифтовой установки. В качестве гибких уравновешивающих элементов на лифтах с номинальной скоростью движения кабины до 1,4 м/с используют сварные цепи, при скоростях свыше 1,4 м/с — стальные канаты, на лифтах зарубежных конструкций — резинотросовые ленты.

Направляющие предназначены для направления движения кабины и противовеса в шахте. Они удерживают кабину и противовес от горизонтального смещения, обеспечивая тем самым необходимые зазоры между кабиной, противовесом и оборудованием шахты. На направляющих удерживается кабина (противовес) при срабатывании ловителей.

Направляющие кабины и противовеса, а также элементы их крепления рассчитывают на нагрузки, возникающие при рабочем режиме лифта и при его испытаниях.

Размещают направляющие, как правило, с боковых сторон кабины и противовеса (по две направляющие на кабину и противовес) по всей высоте шахты. Изготавливаются направляющие из специального металлического профиля (рис. 2.15).

Сечения направляющих

Рис. 2.15. Сечения направляющих:
а—е — неспециальные прокатные профили; ж -— трубчатый профиль; з — профиль с металлической облицовкой; и — специальный тавровый прокат

Канаты, применяемые на лифтах, по назначению подразделяются на тяговые, ограничителя скорости и уравновешивающие.

Тяговые канаты предназначены для передачи тягового усилия от подъемного механизма (лебедки) кабине и противовесу, а также для преооразования вращательного движения канатоведущего органа в поступательное движение кабины и противовеса.

Канаты должны соответствовать ГОСТ 3241—80 и иметь документ (сертификат) о качестве.

Шестипрядный канат

Рис. 2.16. Шестипрядный канат односторонней свивки (а) и его сечение (б):
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

На лифтах применяются стальные канаты односторонней свивки (рис. 2.16). Они обладают высокой гибкостью, прочностью, долговечностью. Канаты изготавливают из стальных проволок, которые скручивают в пряди вокруг сердечника из органического или искусственного волокна, пропитанного смазкой.

Кабина пассажирского лифта закрепляется не менее чем на трех канатах, каждый из которых имеет не менее двенадцатикратного запаса прочности. Номинальный размер диаметра тяговых канатов должен быть не менее 8 мм для лифта, в котором допускается транспортировка людей, и 6 мм для лифта, в котором не допускается транспортировка людей.

Для крепления канатов к подвесным устройствам кабины и противовеса их концы заделывают разными способами (рис. 2.17).

Заделка концов канатов

Рис. 2.17. Заделка концов канатов для укрепления к подвесным устройствам:
а — заплеткой; б — зажимами; в — заливкой во втулке; г — клином во втулке; 1 — коуш; 2 — зажим; 3 — втулка; 4 — клин

На концах каната делают петлю с коушем, который закрепляют за-плеткой или зажимами. Число пробивок каната прядями и количество зажимов определяют при проектировании лифта.

Зажимы состоят из скобы с резьбой на обоих концах, фигурной планки с двумя отверстиями и двух гаек. Планка должна прилегать к рабочей ветви каната для того, чтобы скоба ее не пережимала. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната после последнего зажима составляет не менее шести диаметров каната.

Кроме того, применяется заделка концов каната путем его заливки в стальной конусной втулке легкоплавким сплавом или закрепления во втулке с помощью клина. Применение чугунных конусных втулок не допускается.

Распашные двери шахты (рис. 2.18) представляют собой каркасы, сваренные из стальных уголков.

Распашная дверь шахты

Рис. 2.18. Распашная дверь шахты:
1 — створки; 2 — дверь; 3 — вызывной аппарат; 4 — смотровое отверстие; 5 — притворная планка

Распашные двери шахты пассажирского лифта прикрепляются к порталу, открываются наружу, имеют остекленные смотровые отверстия и оборудованы автоматическими и неавтоматическими замками (рис. 2.19).

Неавтоматический и автоматический замки

Рис. 2.19. Неавтоматический и автоматический замки дверей шахты:
1 — засов; 2 — шток; 3, 4, 6 — выключатели контроля притвора двери шахты, выхода ригеля и запирания двери шахты неавтоматическим замком соответственно; 5 — ригель; 7 — ролик; 8, 9 — рычаги; 10 — ручка

Автоматический замок установлен на портале с внутренней стороны шахты и предназначен для запирания двери шахты перед тем, как кабина отойдет от уровня этажной площадки на 150 мм.

В корпусе автоматического замка установлены электрические устройства безопасности (выключатели), контролирующие закрытие двери шахты, выход ригеля (запирание двери шахты автоматическим замком) и запирание двери шахты неавтоматическим замком. Если замок не заперт или дверь не закрыта, кабина не должна прийти в движение.

Для запирания и отпирания автоматических замков предназначена электромагнитная отводка, расположенная на кабине. На рис. 2.20 изображена электромагнитная отводка с вертикальным перемещением якоря типа ЭМО-602.

Электромагнитная отводка

Рис. 2,20. Электромагнитная отводка с вертикальным перемещением якоря типа ЭМО-602:
1 — электромагнит; 2 — тяга; 3 — рычаг; 4 — линейка

Неавтоматический замок установлен на створке двери шахты и предназначен для запирания и отпирания двери вручную и удержания ее в закрытом положении, когда кабина стоит на этаже.

Двери шахты грузового и больничного лифта имеют две створки, открывающиеся наружу, с остекленными смотровыми отверстиями. В зависимости от модели лифта двери имеют конструктивные различия.

Одна модель имеет автоматический замок, который установлен на верхней балке шахты и запирает дверь шахты прежде, чем кабина отойдет от этажа на 150 мм. Когда кабина стоит на этаже, двери удерживаются от открытия специальными фиксаторами.

Другая модель имеет ригельный (автоматический) замок, который также установлен на верхней балке двери шахты и служит для запирания двери шахты прежде, чем кабина отойдет от уровня этажа на 150 мм, и шпингалетный (неавтоматический) замок, установленный на створке двери шахты и запирающий дверь шахты, когда кабина стоит на этаже. Вместе эти устройства образуют шпингалетно-ригельный замок (рис. 2.21).

Шпингалетно-ригельный замок дверей

Рис. 2.21. Шпингалетно-ригельный замок дверей шахты грузовых лифтов:
1 — шпингалет; 2 — упор; 3, 7 — пружины; 4 — шестерня; 5 — ригель; 6 — выключатель; 8 — ролик

Электрические устройства контроля закрытия двери шахты и запирания автоматического замка (выключатели) в обеих моделях установлены на верхней балке двери шахты.

Выключатель контроля закрытия двери шахты размыкает цепь управления лифтом при открытой двери шахты.

Выключатель контроля запирания ригельного (автоматического) замка размыкает цепь управления лифтом, если не заперт ригельный (автоматический) замок.

Электрические устройства контроля закрытия двери шахты и запирания автоматического замка (выключатели) в обоих случаях устанавливаются на верхней балке двери шахты и при необходимости размыкают цепь управления лифтом.

Автоматические раздвижные двери шахты (рис. 2.22) открываются автоматически при помощи электропривода дверей кабины. Две створки дверей прикреплены к кареткам, которые перемещаются по наклонной линейке при помощи роликов и контрроликов. Линейка закреплена на верхней балке двери шахты.

Раздвижная дверь

Рис. 2.22. Раздвижная дверь (а) шахты с автоматическим замком (б):
1 — линейка; 2 — каретка; 3 — рычаг; 4, 8 — выключатели; 5, 6, 11 — ролики; 7 — контрролик; 9 — двуплечий рычаг; 10 — приводной ролик; 12 — защелка; 13 — створка; 14 — порог; 15 — балка; 16 — кронштейн; 17 — упор

На верхней балке двери шахты расположены автоматические замки, предназначенные для запирания и отпирания дверей шахты от воздействия элементов кабины.

[an error occurred while processing this directive]

На верхней балке двери шахты установлены электрические устройства безопасности (выключатели), контролирующие работу замков и закрытие створок дверей шахты.

Два выключателя контролируют запирание автоматических замков, а один, установленный в точке смыкания створок, — закрытие дверей.

Выключатель контроля закрытия двери шахты размыкает цепь управления лифта при незакрытых дверях шахты. Выключатель контроля запирания автоматического замка размыкает цепь управления лифта при незапертом автоматическом замке. Если двери шахты останутся незапертыми или дверной проем будет открыт, то выключатели не должны допустить движение кабины.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru