Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

       

Первые опыты звукоизвлечения

Освоение инструмента требует большого слухового внимания и свободных согласованных движений. Но часто при выработке первых игровых навыков излишне напрягаются мышцы шеи, спины, рук. Научитесь расслабляться! В этом поможет следующее упражнение (№ 1).

Удобно сядьте, не касаясь спинки, на половинку стула, руки свободно висят вдоль тела. Медленно сожмите пальцы в кулак и так же медленно напрягите мышцы рук и плечевого пояса на несколько секунд, затем постепенно освободитесь от напряжения, начиная от плеча и до кончиков пальцев. Кулаки разжимайте плавно, не выпрямляйте активно пальцы, они должны принять естественную округлую форму. Выберите для себя такую силу напряжения, которая позволит отчетливо ощутить расслабление. Повторите упражнение несколько раз, чтобы лучше прочувствовать мышечное расслабление, затем научитесь быстро чередовать моменты напряжения и освобождения.

Для проверки свободы плечевого пояса и шеи поднимите высоко плечи и опустите их. Только после полного овладения навыком естественного расслабления можно приступать к извлечению звука на гитаре.

В игре на гитаре участвуют обе руки, но функции их различны: правая извлекает звук, левая, в основном, изменяет его высоту.

Перед тем, как приступить к овладению первыми игровыми навыками, надо соответствующим образом подготовить руки, так как при использовании нейлоновых струн звук извлекается правой рукой с участием ногтей. Применение ногтевого способа игры определяет красочность и отчетливость звучания инструмента. Длина ногтей на пальцах правой руки может быть различной в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти выступают над подушечками пальцев на 1—1,5 мм и затачиваются по форме подушечки, затем тщательно обрабатываются и шлифуются. Прикосновение к струне должно быть таким, чтобы, играя, ощущать струну подушечками пальцев.

В игре на гитаре существуют два основных приема извлечения звука правой рукой: тирандо (от итальянского tirando — натягивая) и апояндо (от испанского apoyando — с опорой, опираясь). Сначала освойте прием тирандо. Для лучшего понимания сути данного приема проделайте следующее предварительное упражнение (№ 2) без инструмента.

Положите небольшой предмет (например, пуговицу) на лежащую на столе книгу примерно в сантиметре от края обложки и расположите над ним свободно кисть правой руки таким образом, чтобы средний палец почти касался предмета. Затем не торопливым, широким, но без замаха, движением округлого свободного среднего пальца (без участия кисти), не касаясь поверхности книги, мягко столкните предмет на стол. Палец должен вернуться в исходное положение за счет расслабления. Это упражнение — модель движения пальцев тирандо. Повторите его несколько раз указательным, средним и безымянным пальцами поочередно, добиваясь естественности движения, и только после этого начинайте осваивать на гитаре.

Рис. 4

Возьмите гитару и приготовьтесь к игре, руководствуясь правилами на с. 4. (Левую руку, не участвующую пока в работе, положите на корпус гитары со стороны грифа так, как показано на рис. 4, локоть при этом будет свободно висеть.) В этом положении правой рукой проделайте несколько раз упражнение 1. Рука должна быть слегка округлена в запястье (она не должна прогибаться в сторону деки), пальцы также немного закруглены, ладонь параллельна стру- нам (см. рис. 5). Естественная закругленность запястья свидетельствует о его свободе. Это основное положение правой руки.

Рис. 5

Извлекать звук начинайте на открытой (т. е. свободной, не прижатой к грифу) (3) струне*.

Кончики закругленных пальцев свободно висящей кисти окажутся точно над (3) в том случае, если костяшки тыльной стороны кисти будут находиться примерно над (4) (указаны пунктиром на рис. 6).

Рис. 6

Теперь мягко, не торопясь, кончиком округлого среднего пальца прикоснитесь к (3), почувствовав ее сопротивление и преодолев его, а затем верните палец в исходное положение за счет быстрого расслабления так, как это проделывалось в упражнении 2 (с пуговицей).

Все этапы звукоизвлечения должны слиться в одно свободное, широкое и мягкое движение, при этом кисть не должна отскакивать от струн, запястье почти не меняет своего положения и формы*.

Вслушайтесь в образовавшийся звук и попытайтесь оценить его качество: был ли он слишком тихим, либо, наоборот, грубым, некрасивым. Постарайтесь мысленно представить какой-либо характер звучания и затем добиться как можно более точного его воплощения на гитаре, все время сравнивая, насколько реальный звук соответствует представляемому (не забывая о расслаблении).

Следующий этап — извлечение звука на открытой (2), которое происходит в такой же последовательности, как и на (3), с той лишь разницей, что костяшки тыльной стороны кисти располагаются над (3). Плавно перенося висящую кисть от струны к струне (как бы «с этажа на этаж»), проиграйте звуки на всех шести струнах указательным, средним и безымянным пальцами поочередно. Внимательно прослушайте все звуки.

А теперь попробуйте на одной из открытых струн сыграть последовательно два звука, одновременно произнося какое-либо двусложное слово (то-поль, ве-тер, Са-ша). Один слог соответствует одному звуку, причем ударный слог в отличие от безударного играется ярче, тянется дольше. Более сильный звук требует большего усилия, более плотного контакта пальца со струной.

Еще раз вспомните все, касающееся правильной посадки, постановки правой руки, моментов звукоизвлечения и последующего расслабления. Пропев сначала мысленно, а затем вслух, озвучьте какое-либо двусложное слово на (3). Сравните полученный результат с задуманным и сделайте необходимые коррективы. Проделайте это несколько раз на всех струнах, мягко перенося кисть от струны к струне, после чего сыграйте все еще раз, чередуя средний и указательный пальцы. Чередование пальцев правой руки (в дальнейшем комбинациибудут усложняться) является в игре на гитаре обязательным.


* В нотной литературе для гитары струны обозначаются цифрами в кружках (1), (2), (3) и т. д. В дальнейшем изложении используются принятые обозначения (например, V лад (3) — пятый лад третья струна). Открытая струна указывается ноликом (0), нумерация струн начинается с самой тонкой струны.

* При правильном звукоизвлечении струна колеблется почти в плоскости грифа, а не перпендикулярно ему.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru