Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильную версию сайта >>>

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

       

Освоение грифа гитары. Одновременное применение двух приемов звукоизвлечения

В следующих двух пьесах обращает на себя внимание линия баса, по выразительности почти не уступающая мелодии. Ее обязательно надо поучить отдельно, добиваясь осмысленности исполнения. В старинном «Менуэте» и в «Арии» встречается большое и малое баррэ.

Будьте внимательны к длительности звуков, а также к обозначению струн, пальцев левой руки и лада, на котором прижимается баррэ. Прием баррэ, как правило, не требует полного прижатия всех струн указательным пальцем. Выясните, какие именно струны нужны при игре баррэ.

Пунктир над нотным станом обозначает, до какого момента баррэ удерживается. Например, в 13-м такте «Менуэта» одновременно с баррэ на III ладу мизинец левой руки поочередно прижимает V лад (1) (ля) и VI лад (2) (фа). Обратите внимание на триоль в предпоследнем такте. Она должна без зазора перетекать во вторую долю.

В «Арии» (6) перестраивается на тон ниже (нота ре) и звучит в октаву с открытой (4). После перестройки на тех же ладах (6) извлекаются следующие звуки:

Разбирая и выучивая следующие пьесы, старайтесь запомнить зрительно ноты, берущиеся на том или ином ладу приемом баррэ.

Так, усвоив малое баррэ на V ладу в русской народной песне «Ах ты, матушка», вам будет легко ориентироваться, встретив его в других пьесах.


Выделяя мелодию, вслушивайтесь в плотное звучание баса. Звуки аккомпанемента извлекаются легко и тихо.

Тоны мелодии в ряде случаев являются верхней нотой аккорда. Чтобы эти звуки не «потерялись» в аккорде, извлекайте их отдельно пальцем а, а затем ощущайте прикосновение этого пальца к струне во время исполнения аккорда.

Во 2-й части пьесы мелодия проводится в басу. Здесь в тактах 16-17 встречается ритмическая группа — восьмая с точкой-шестнадцатая. Чтобы точно воспроизвести эту ритмическую фигуру, проделайте следующее упражнение (верхний голос проговорить, нижний простучать):

Выучив пьесы, поработайте на их материале над постановкой рук. Проверьте правильность движений, добейтесь ощущения свободы и непринужденности. Найдите минимальное усилие при выполнении приема баррэ.

Один и тот же звук, извлеченный разными приемами, приобретает вследствие этого разную тембровую окраску и в какой-то мере разную силу звучания. Для гитарной техники характерно одновременное употребление приемов тирандо и апояндо. Используя эти два приема одновременно, можно добиться большей рельефности элементов фактуры, в основном мелодии и аккомпанемента. Разберем предварительно упражнение:

В варианте а) первый звук триоли исполняется апояндо, два следующих — тирандо.

Играя апояндо, почувствуйте плотность соприкосновения со струной, ощутите ее сопротивление. Затем сразу освободите правую руку и мягко и легко извлеките звуки аккомпанемента. Внимательно прослушайте верхний звук на фоне тихого сопровождения. В зависимости от требований исполнения следует чередовать моменты напряжения и освобождения правой руки.

В варианте б) повторяется тот же прием, но звуки аккомпанемента исполняются одновременно. Усвойте это упражнение, а также варианты в) и г). Используя приобретенный навык, выучите «Грезу» О. Максимова.

Баррэ в 4-м такте вам уже хорошо знакомо. Разберите первую половину 5-го такта, баррэ в 6-м и т. д., запомните их, и тогда, встретившись с ними в тексте, не придется разбирать их заново.

Левая рука переходит из позиции в позицию мягко и эластично. Сохраняйте при переходах ощущение гибкости запястья.

Использование апояндо в данном случае не означает грубого и громкого извлечения звука, этот прием, в основном за счет тембра, помогает «поднять» мелодию над аккомпанементом. Выполните авторскую ремарку «певуче», выразительно исполните каждую фразу. Движение мелодии восьмыми во второй половине 5-го и остальных тактов играется апояндо.

В следующем упражнении стоит более сложная задача — звук мелодии, играемый апояндо, извлекается одновременно с басом (берется приемом тирандо).

Для успешного решения этой задачи сначала извлеките звуки разными приемами по отдельности (см. вариант а), а затем, не допуская излишнего напряжения, выучите варианты б), в) и г). После удовлетворительного исполнения предыдущего задания разберите этюд Ф. Тарреги.


Работу над этюдом разделите на два этапа: сыграйте, соблюдая аппликатуру левой руки, мелодию, запомните ее, спойте, затем присоедините к мелодии аккомпанемент (средний голос и после этого бас). Употребляйте прием апояндо в тех случаях, когда требуется подчеркнуть какую-либо музыкальную мысль или добиться экспрессивности исполнения.

В процессе дальнейшей работы самостоятельно продумывайте и находите возможность обоснованного применения двух приемов звукоизвлечения.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru