[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Игра аккомпанемента

Используя новый технический прием, разберитесь в аккомпанементе к романсу В. Абаза на слова И. Тургенева «Утро туманное».

Романс предваряется вступлением, которое можно использовать и как проигрыш между куплетами. Над мелодией выписаны обозначения аккордов латинскими и в скобках рядом с ними — русскими буквами, которые встречаются в гитарных сборниках и песенниках.

В «русской» записи с заглавной буквы (До, До# Си и т. д.) обозначены мажорные аккорды, со строчной (до, до# и т.д.) — минорные. Доминант-септаккорды обозначены: До7, До#7, Си7 и т. д. [an error occurred while processing this directive]

Например, аккорд Am в «русской» записи обозначается ля, аккорд С — До, Е7 - Ми7 и т. д. Если в басу нужно взять какой-либо иной звук, кроме основного тона аккорда, то используется дробь, в числителе которой указывается сам аккорд, а в знаменателе — нужный звук. Например, при обозначении берется ля-минорное трезвучие с нотой до в басу на III ладу (5) (фактически секстаккорд). Терцовый или квинтовый тон аккорда в басу делает его обращением трезвучия, что существенно меняет окраску аккорда.

В некоторых случаях, например, в быстрых и ритмичных аккомпанементах, основной тон аккорда в басу чередуется с квинтовым (реже терцовым).

В 15-16-м тактах доминантсептаккорд (H7) разрешается не в тоническое трезвучие (Em), a в трезвучие VI ступени (С), что звучит неожиданно. Такой часто встречающийся в музыкальной литературе гармонический оборот (V-VI) называется прерванным оборотом.

Воспользуйтесь новыми обозначениями при исполнении аккомпанемента.

Под строкой, на которой записана мелодия, дан ритмический вариант аккомпанемента и помещена его полная расшифровка в нотных знаках:


На данные нами следующие два куплета придумайте сами вариант аккомпонимента, на- пример арпеджируйте аккорды восьмыми, та- ким образом: первый такт — основной бас, а затем первые три струны в таком порядке (3), (2), (1), (2), (3), движение должно быть ровное, безостановочное, без пауз при переходе с аккорда на аккорд.

В данных куплетах, как в некоторых сборниках, аккорды проставлены непосредственно в поэтическом тексте и аккорд сменяет аккорд - именно на том слоге, над которым он проставлен:


Выучите помещенные ниже новые аккорды:

Используя их, можно подобрать аккомпанеменент к песне А. Морозова на слова Н. Рубцова «В горнице моей».

Перед подбором сыграйте, последовательность аккордов в тональности ля мажор: А — Д — Е7 — А.

Проверьте себя по цифровке: A, E7, A, E7, A, E7, A, A7, D, E7,F#m, D, E7, A.

Следующая далее песня Б. Мокроусова на слова М. Исаковского «Одинокая гармонь» записана в тональности ми минор и содержит модуляцию в соль мажор. Самостоятельно постройте аккорды основных ступеней, найдите их схемы и сыграйте. Играя предполагаемый в 1-м такте вариант аккомпанемента, помните, что если аккорд повторяется, то в следующем такте можно брать в басу не основной тон аккорда, а квинтовый или терцовый.

Порядок аккордов для проверки: Em, H7, Em, Am, H7, Em, Am, D7, G, Em, Am, H7, Em, Am, D7, G, Em, Am, H7, Em.

Регулярно пробуйте самостоятельно подбирать по слуху мелодии и аккомпанементы к ним, пользуясь аккордами в известных тональностях.

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

[an error occurred while processing this directive]