[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Игра всеми пальцами правой руки

Проиграйте подготовительное упражнение, поочередно извлекая звуки р и т приемом тирандо. Следите за качеством звука и правильностью постановки рук. Почувствуйте свободу и раскованность, ощутите требуемое усилие. Запомните движение пальцев и место их прикосновения к струне. Затем извлеките оба звука одновременно. Все ощущения, движения пальцев остаются теми же, что и при раздельном звукоизвлечении.

[an error occurred while processing this directive]

При правильном положении правой руки р касается струны над розеткой, ближе к грифу, а от — ближе к краю розетки (см. рис. 12 а).

Рис. 12а

На рис 12б зафиксирована самая распространенная ошибка: гитарист, изменив положение кисти, извлекает звуки р и m так, что точки соприкосновения со струной находятся практически на одной вертикали.

Рис. 12б

Неправильное движение изображено и на рис. 12 в, где точки соприкосновения пальцев со струной находятся далеко друг от друга, что свидетельствует о неверном положении кисти.

Рис. 12в

Перед тем, как перейти к разучиванию новых пьес, сыграйте песню «Во саду ли, в огороде» с басами, соответствующими основным гармоническим функциям.

Для лучшего усвоения задания предлагаем сначала сыграть первую фразу с раздельным звукоизвлечением (а), затем перейти к основ- ному изложению (б).

Бас подписан точно под той нотой, с которой он должен исполняться одновременно. Чередуйте пальцы правой руки.

Освобождайте правую руку после каждого звука.

При разучивании этого варианта песни обязательно возвращайтесь к подготовительным упражнениями). Восстановите в памяти все нужные ощущения.

Проиграйте песню 2-м вариантом аппликатуры, выписанным внизу нотной строки. Предлагаем запись линии баса следующей песни. Допишите по памяти мелодию и исполните песню целиком.

Подберите самостоятельно басы к знакомым мелодиям песен («Соловушка», «Во поле береза стояла», «Как на матушке, на Неве-реке»). Во всех мелодиях используются только три баса: открытые (4), (5), (6) (ре, ля и ми), соответствующие IV, I и V ступеням тональности ля минор. Взятие того или иного баса определяется его гармонической функцией. Басы исполняются на первую долю такта и при смене функции.

В песне «Ехал казак» обратите внимание на такты 9-12. Соблюдайте аппликатуру в левой руке, выдерживайте половинные ноты баса весь такт, дослушивайте их звучание.

В песне «Ой ты, дивчина» бас извлекается на 1-ю долю такта, на 2-ю и 3-ю доли — четвертные паузы. Сыграйте отдельно линию баса. Большой палец правой руки после извлечения баса возвращается на струну и прекращает ее звучание на 2-й доле такта, на 3-ю долю аккуратно снимается со струны. Выучите отдельно мелодию и после этого на первых двух тактах добейтесь удовлетворительного исполнения мелодии с басом. Большой палец глушит струну в момент извлечения звука мелодии, под которым стоит знак паузы.

При выполнении этого сложного приема следите за свободой движений. Паузы в басу не должны нарушать напевный характер мелодии.

В записи этой песни использованы приемы сокращенного нотного письма. Они часто встречаются, поэтому постарайтесь их запомнить. Скобки с цифрами над нотной строкой называются вольтами и указывают на разные окончания повторяемого раздела. Знак репризы предписывает точное повторение предыдущего раздела или всего произведения целиком.

При наличии вольт сначала играется окончание, указанное под 1-й вольтой, затем все повторяется с пропуском тактов 1-й вольты, и осуществляется переход сразу на 2-ю вольту.

Выучив пьесу наизусть и освоив прием глушения басов, переходите к изучению несколько более сложной «Грустной песенки» Ю. Соловьева.

Отдельно выучите бас и мелодию, исполняя линию баса с паузами на 2-ю и 4-ю доли, затем сыграйте эти две линии вместе. Выучите первые три такта, доведите движения до автоматизма, после чего можно будет легко исполнить всю пьесу целиком.

Попытайтесь охватить слухом сочетание исполняемой связно (легато) мелодии и разделенных паузой басов, играемых нон легато (раздельно). Знак (фермата) означает произвольное увеличение длительности (примерно вдвое).

В том случае, когда басы играются легато, существует ряд приемов, позволяющих избежать их наслоения друг на друга.

Если какой-либо бас извлекается на струне, прижатой левой рукой, то прекратить его звучание (чтобы он не наслаивался на следующий) довольно легко — надо снять палец левой руки.

Если басы на открытых струнах исполняются нон легато, то используется уже знакомый прием: большой палец правой руки возвращается на струну и глушит ее. Для исполнения последования открытых басов легато существуют такие способы.

Если басы следуют в таком порядке 1-й бас ля (5), 2-й — ре (4), то бас ля глушится в момент извлечения баса ре краем последней фаланги большого пальца правой руки. Чтобы понять движение кисти, за счет которого выполняется прием, поставьте большой палец на (4) и в этом положении коснитесь им открытой (5). Этот же прием используется при глушении открытой (6) в момент извлечения звука на открытой (5).

Басы извлекаются в обратном порядке: бас ре — бас ля, бас ля — бас ми, бас ре — бас ми. В этом случае они глушатся свободным пальцем левой руки, который прикасается к басовой струне в момент извлечения следующего баса.

Если после открытого баса должен быть исполнен бас, прижатый на соседней, более низкой струне, то палец левой руки, прижимающей басовый лад, ставится чуть более полого (но не прогибаясь ни в одном суставе), таким образом, чтобы подушечкой коснуться открытой струны и заглушить ее.

2-й и 3-й способы (особенно 3-й) глушения открытых струн употребляются не только при исполнении линии баса, но и мелодии в верхнем голосе (см. гл. «Позиционная игра»).

Помещенные далее пьесы предназначены для закрепления новых технических приемов. Точно следуйте проставленной аппликатуре. Освобождайте правую руку после извлечения каждого звука. Чтобы получилась цезура, надо, не нарушая ритма, снять левую руку или приглушить открытые струны.


В пьесе Иванова-Крамского встречается еще один знак сокращенного письма — сеньо . Он означает повтор какого-либо раздела до указанного места.

В «Аллегретто» Джулиани обратите внимание на звуки ля во 2-м и до в 8-м и 9-м тактах. Их следует выдержать точно положенное время, поэтому восьмые ноты аккомпанемента должны прозвучать на фоне протяженных звуков мелодии. Нота си-бемоль 2-й октавы (13-й такт) берется на VI ладу (1).

В этих пьесах разнообразно сочетается исполнение мелодий легато и наслоение звуков друг на друга. Разучивая их, добивайтесь чистоты и выразительности звучания инструмента. Контролируйте движение пальцев и положение кисти при одновременном исполнении баса и мелодии.


[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

 

[an error occurred while processing this directive]