Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Приемы дрессировки для специальных видов собак

       

Обучение собаки правильному обнюхиванию предмета

Дрессировщик подводит собаку к отдельно лежащей палочке, сажает по команде «Рядом!», осторожно берет собаку левой рукой за морду (чтобы пасть оказалась закрытой), а правой рукой дает понюхать палочку, поднося ее к мочке носа собаки на расстояние одного-двух сантиметров, и мягко поводит из стороны в сторону. При этом дрессировщик произносит команду «Нюхай!». Если дрессировщик видит, что собака старается принюхаться, он хвалит собаку словом «Хорошо!». Если собака никак не хочет занюхать предлагаемый предмет, он разжимает руку, которой придерживает ее морду, и плавно роняет предмет под ноги собаки. Когда собака тянется за ним, дрессировщик произносит команду «Нюхай!». Не давая схватить, осторожно поднимает предмет сам и делает жест, как будто бросает его в общий ряд

Если собака во всех вариантах отказывается обнюхать предлагаемый предмет, дрессировщик разрешает ей взять его в пасть. (Как мы помним, и чутье, и вкус относятся к хеморецепторам, так что, зная вкус предмета, собака автоматически получает представление и о его запахе.) Палочку для обнюхивания он прячет в карман незаметным для собаки жестом или бросает себе за спину. Потом жестом правой руки в сторону разложенных в ряд брусков и командой «Нюхай, апорт!» собака бежит вперед. Первоначально обучение происходит на поводке.

Обучение собаки правильному обнюхиванию предмета

Сначала второй предмет (с чужим запахом) помещают с другими предметами таким образом, чтобы собака их видела, потом — незаметно от собаки. Сам дрессировщик старается ходить не по разложенным предметам, а только параллельно им. При этом надо следить, чтобы среди предметов случайно не оказалось «своей» палочки или тряпочки. На стадии обучения дрессировщик точно знает, какой предмет надо выбрать собаке. И «наводит» на него своего питомца. Собаке можно «подсказать», какой предмет выбрать, словами «Хорошо, апорт» еще до того, как она взяла предмет в пасть, а только остановилась над ним. Кроме того, подсказкой может служить натяжение поводка. Однако любой «подсказкой» следует пользоваться не более двух-трех раз, в противном случае собака привыкает ждать ее, не выбирая предмета самостоятельно.

Если собака хватает не ту палочку, дрессировщик просто забирает ее у собаки, по не хвалит своего питомца, стараясь незаметно отбросить эту палочку в сторону. Спокойно работающим собакам можно позволить перебирать предметы, но хвалить — только за один из них, правильно выбранный. Слишком азартных и темпераментных собак, которые упорно хватают чужие палочки, дрессировщик не пускает в зону, а ведет на поводке параллельно ряду, заставляя принюхиваться и «наводит» на нужный предмет, давая дополнительную команду «Апорт!». Иногда на таких собак надевается намордник. Это делается для того, чтобы они не хватали все палочки подряд и не грызли их. Если подобное поведение войдет в привычку, дальнейшее обучение будет затруднено. Таких собак начинают хвалить за правильный выбор, когда они находят нужную палочку и пытаются схватить ее через намордник. В следующий раз их посылают за палочкой без намордника.

Когда собака схватила нужную палочку, дрессировщик подзывает ее к себе командой «Ко мне!». Сначала собака работает на длинном поводке, потом — без поводка.

Навык считается полностью выполненным, если собака обнюхала весь ряд, взяла в пасть нужную палочку и принесла дрессировщику, заняв положение у левой ноги.

Когда собака научилась выбирать предметы с чужим запахом, задачу усложняют: бруски сближают, раскладывают не в ряд, а составляют из них различные геометрические фигуры — квадраты, ромбы; перемешивают в общую кучу; бруски вообще заменяются тряпочками или другими апортировочными предметами.

Нельзя наказывать собаку за неправильно выбранный предмет. Нельзя посылать собаку выбирать вещь более 4 раз, лучше вообще ограничиться двумя выборками в одно занятие. В одно занятие отрабатывается выборка вещей на один и тот же запах. Чтобы предотвратить хватание первой попавшейся палочки, лишь в редчайших случаях собаке дается команда «Фу!» — для особо темпераментных собак, для которых не существует риска сорвать апортировку вообще. Выработка у собак навыка дифференцирования запахов — это одна из самых сложных задач, при решении которой они быстро устают, И выборка более 5 раз в одно занятие и смена одного запаха на другой могут сильно затруднить обучение. Точно также собакам, которые уже перешли на выборку вещи с чужим запахом и делают ее более или менее хорошо, нельзя возвращаться к выборке вещей с запахом дрессировщика.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru