Профессиональное обучение
(сборник учебников по профессиям)

Основные приемы дрессировки

       

Приучение собаки к преодолению барьера (забора)

Для этого используют барьер спортивного типа или забор (высота 2 м, ширина 2,5 м), устойчивый и прочный. Первоначальное упражнение следует отрабатывать при высоте не более 60—70 см одним из следующих способов.

Первый способ. Дрессировщик, находясь на расстоянии 5—6 м от барьера, держит собаку с левой стороны на коротком поводке, затем бежит к препятствию и перепрыгивает через него, увлекая за собой собаку. Перед прыжком произносит команду «Барьер!». Как только собака преодолела препятствие, поглаживает ее и дает лакомство.

В дальнейшем дрессировщик не перепрыгивает через барьер, а только подбегает с собакой к нему и, подав команду «Барьер!», побуждает собаку совершить прыжок. Сам быстро переходит на другую сторону барьера и поощряет собаку (рис. 6).

Рис. 6. Первый способ

Второй способ. Дрессировщик, держа собаку на длинном поводке, усаживает ее в 2—3 м перед препятствием, перекидывает конец поводка через барьер и переходит на противоположную сторону. Затем по команде «Ко мне!» подзывает собаку к себе и подтягивает поводком. В момент ее прыжка подает команду «Барьер!», а после прыжка поощряет поглаживанием и дачей лакомства (рис. 7).

Рис. 7. Второй способ

Третий способ. Собаку, заинтересованную в апортировке, посылают через барьер за предметом, бросая его на виду у собаки. В момент прыжка произносят команду «Барьер!».

Четвертый способ основан на методе подражания. Для этого подбирают двух собак, как правило, кобель и сука. Кто-то из них хорошо преодолевает препятствие. Два дрессировщика с собаками останавливаются у препятствия на расстоянии 6—8 м. По команде «Барьер!» вначале пускается через препятствие подготовленная собака, за ней дрессируемая.

Пятый способ. Для собак с преобладающей активно-оборонительной реакцией поведения в качестве раздражителя, побуждающего собаку к преодолению препятствия, можно использовать помощника. Помощник, находясь на противоположной стороне барьера (забора) на виду у собаки, возбуждает ее и делает попытку к бегству. Дрессировщик по команде «Фасе!» посылает собаку через препятствие за помощником. В момент ее прыжка произносят команду «Барьер!», и, предоставив собаке возможность «потрепать» помощ¬ника, переводят собаку в свободное состояние.

Если собака по команде «Барьер!» самостоятельно и смело перепрыгивает препятствие, условия дрессировки усложняются: постепенно увеличивается высота барьера (забора); управление собакой осуществляется командой или жестом и без поводка; вырабатывается выдержка перед прыжком и навык садиться и ожидать дрессировщика после преодоления препятствия; отрабатывается преодоление различных препятствий — штакетника, живой изгороди, натуральных заборов и др.

Высоту барьера (забора) следует увеличивать на 10—15 см через каждые 3—4 занятия с учетом физических возможностей собаки. При увеличении высоты забора дрессировщик во время прыжка должен помочь собаке легким натягиванием поводка в сторону забора или подсаживанием ее на забор настолько, чтобы она могла зацепиться передними конечностями за верхнюю доску забора.

Во всех случаях удачного прыжка собаки дрессировщик переходит на другую сторону препятствия и поощряет ее. В случае отказа собаки от прыжка дрессировщик должен установить причины отказа и определить посильный способ преодоления.

В заключительном периоде дрессировки наряду с закреплением навыка преодоления стационарных барьеров (заборов) следует добиваться безотказности преодоления различных естественных препятствий, встречающихся в ходе полевых занятий. Указанные выше пять способов можно применять также при преодолении горизонтальных препятствий (окоп, разрушенный мост). На преодоление горизонтального препятствия подается команда «Вперед!». Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде или жесту дрессировщика безотказно смело и уверенно преодолевает различные препятствия высотой до 2 м, проявляя выдержку сидя до и после преодоления препятствия.

Возможные ошибки дрессировщика и их последствия:

  • Увеличение высоты препятствия без учета физических возможностей и степени подготовленности собаки, что сопровождается отказом от прыжка через него.
  • Увлечение упражнениями по преодолению препятствий, вызывающее утомление собаки и отказ от прыжка.
  • Грубое обращение с собакой.
  • Проведение упражнений на неисправных препятствиях.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru