Болезни у детей Анатомо-физиологические особенности детей
Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей
У детей происходит непрерывный рост и функциональное
совершенствование сердечно-сосудистой системы. Особенно
энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет,
а также — в период полового созревания.
Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную,
овальную или шарообразную форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших размеров предсердий. Только к 10—14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека.
В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного расположено горизонтально. Косое положение сердце принимает к первому году жизни.
Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от общей массы тела, она относительно больше, чем у взрослого человека.
Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки
равны 5 мм. Сравнительно большие размеры имеют предсердие и магистральные сосуды. К концу первого года вес сердца
удваивается, к 3 годам — утраивается. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова нарастает в период полового созревания. К 17 годам масса сердца увеличивается в 10 раз.
Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу
вдвое превышает правый. Толщина стенок желудочков у новорожденного составляет 5,5 мм, в дальнейшем толщина левого
желудочка увеличивается до 12 мм, правого — до 6—7 мм.
Объем сердца при рождении составляет около 22 см3, за первый год он увеличивается на 20 см3, в последующем — ежегодно на 6—10 см3. Одновременно увеличивается диаметр клапанных отверстий.
У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Объем
сердца у детей больше относительно объема грудной клетки,
чем у взрослых. У новорожденного верхушка сердца образована обоими желудочками, к 6 месяцам — только левым. Проекция сердца к 1,5 года из IV межреберья опускается в V межреберье.
В детском возрасте происходит качественная перестройка
сердечной мышцы. У детей раннего возраста мышца сердца недифференцированна и состоит из тонких, плохо разделенных
миофибрилл, которые содержат большое количество овальных
ядер. Поперечная исчерченность отсутствует. Соединительная
ткань начинает развиваться. Эластических элементов очень мало, в раннем детском возрасте мышечные волокна близко прилегают друг к другу. С ростом ребенка мышечные волокна утол-
щаются, появляется грубая соединительная ткань. Форма ядер
становится палочкообразной, появляется поперечная исчерченность мышц, к 2—3-летнему возрасту гистологическая дифференциация миокарда завершается. Совершенствуются и другие
отделы сердца.
По мере роста ребенка происходит совершенствование проводящей системы сердца. В раннем детском возрасте она массивна, ее волокна контурированы нечетко. У детей более старшего
возраста происходит перемодулирование проводящей системы
сердца, поэтому у детей часто встречаются нарушения ритма
сердца.
Работа сердца осуществляется за счет поверхностных и глубоких сплетений, образованных волокнами блуждающего нерва
и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями
синусового и предсердно-желудочкового узлов в стенках правого предсердия. Ветви блуждающего нерва заканчивают свое
развитие к 3—4 годам. До этого возраста сердечная деятельность
регулируется симпатической системой. Это объясняет физиологическое учащение сердечного ритма у детей первых 3 лет
жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и появляется аритмия типа дыхательной, удлиняются
интервалы между сердечными сокращениями. Функции миокарда у детей, такие как автоматизм, проводимость, сократимость,
осуществляются так же, как у взрослых.