Во все времена к соли относились очень бережно — просыпать
соль считалось большим грехом. Хранили соль и подавали на
стол в добротных деревянных солоницах, имеющих выверенные
веками размеры, пропорции и конструкции. Отличались они друг
от друга разнообразием технических приемов изготовления,
неповторимостью декоративного убранства. В Верхнем и Среднем
Поволжье широкое распространение получили так называемые
солонки-кресла. И в самом деле, по форме они напоминали кресла,
даже отдельные их части назывались так же, как и у кресла:
подлокотники, спинка и т. п. Иные солоницы, украшенные резьбой и
росписью, были под стать не простому, а тронному креслу.
Именно внешний вид этих солониц и дал основание поэту утверждать,
что «солоница», как трон, на столе...» Солоницы-кресла либо
долбили из целого куска дерева, либо собирали из отдельных дощечек,
которые соединяли между собой столярным или бондарным
способом. Бондарные солонки отличались простотой конструкции,
надежностью и практичностью. Они были вместительны, удобны
и легки. Яркая выразительная роспись придавала солонке
нарядный праздничный вид. Подобные солонки в большом количестве
изготовляли на продажу. Время подтвердило практичность
старинных бондарных солониц. В крестьянских домах еще можно
встретить солоницы, изготовленные чуть ли не в прошлом веке.
Даже потемневшее от времени дерево нисколько не испортило их
внешний вид.
Не секрет, что в наше время кое-кто не только держит запас
соли в стеклянных банках, закрываемых пластмассовыми
крышками, но и подает в них соль на стол. О каком-либо удобстве и
говорить не приходится. Да и красоты особой в такой «солонице»
нет — ее поскорее хочется убрать с глаз долой, вряд ли кто
пожелает поставить подобную солонку на видное место. Иное дело —
деревянная солонка, будь то старинная или сделанная совсем недавно.
Она прекрасно вписывается в интерьер современной кухни или
столовой. Прятать такую солонку и в голову не придет: она в
равной мере украшает и кухонную полку и обеденный стол. Солонку
удобно переносить с места на место, а крышка, которая всегда
при ней, надежно защищает соль от проникновения влаги. В то же
время крышка легко, без усилий открывается и закрывается.
Поволжская солоница состоит из шести деталей (не считая
обручей): откидной крышки, донышка и четырех клепок. Верхняя
часть одной из клепок образует спинку, за которую солонку
переносят или подвешивают на стене. Правда, для этого в ней
заранее вырезают круглое или фигурное отверстие. Две боковые
клепки имеют наверху выступы с отверстиями, именуемые
подлокотниками. Четвертая (самая короткая) клепка обрезана вверху
под прямым углом к вертикальной оси. Все четыре клепки имеют
с внешней стороны небольшую выпуклость, а с внутренней —
соответствующую ей вогнутость. За многие столетия оправдала себя
простая и удобная крышка на вертлюгах. Вырезая ее, по краям
оставляют два выступа, которые затем скругляют ножом.
Поволжская солоница. XIX век
Образовавшиеся стержни-вертлюги при сборке солонки вставляют в
отверстия, просверленные в подлокотниках. Вертлюги и отверстия
для них делают с таким расчетом, чтобы откинутая крышка
упиралась в спинку солоницы, сохраняя при этом положение близкое к
вертикальному.
Узкие кромки клепок скашивают под углом 45°, а внизу на
одинаковом расстоянии от краев пропиливают пилой уторные
пазы. Клепки делают с внешней стороны слегка выпуклыми.
Соединив их вместе временными рабочими обручами, скругляют на
стыках острые ребра. Ту часть клепок, которая будет образовывать
остов солонки, слегка сужают кверху с помощью струга или ножа.
Это обеспечит плотное набивание обручей. Обручи на солонке
можно располагать в одном или двух гнездах. Перед
окончательной сборкой стержни-вертлюги вставляют в отверстия
подлокотников, а донышко — в уторы. Затем набивают постоянные
деревянные обручи. Готовую солоницу расписывают масляными
красками или украшают резьбой.
Другую солонку, о которой пойдет речь, скорее можно
сравнить не с креслом, а со стулом, имеющим богато украшенную
спинку. Остов бондарной солонки имеет форму усеченного конуса,
предполагаемая вершина которого находится вверху. У солонки
лопатообразная спинка и округлая крышка, которые декорированы
трехгранно-выемчатой резьбой. Все клепки остова имеют
желобчатую форму, за исключением двух — передней и задней. Одна
плоская клепка плавно переходит в спинку, в которой сверлят
отверстия, предназначенные для подвешивания солонки на стенку.
Крышка солонки, так же, как и предыдущей, откидывается,
упираясь в спинку. Но открыть ее можно, не только приподняв за
выступающие края, но и нажав сзади на специальный рычаг. Это
особенно удобно, когда закрытая солонка находится в руке в то
время, когда другая занята. Для того чтобы крышка приоткрылась
или открылась полностью, достаточно одним из пальцев нажать на
рычажок. Рычажок вырезают из единого куска дерева вместе с
крышкой. Но возможен и другой вариант, когда его изготовляют
отдельно, а затем соединяют с крышкой с помощью круглых
шипов.
Резьбу на спинке и на крышке выполняют до сборки солонки.
Остов стягивают двумя поясами деревянных обручей. Применение
в солонках металлических обручей недопустимо, поскольку от
соли и вбираемой ею влаги обручи могут быстро заржаветь. Именно
поэтому во все времена солонки собирали без каких-либо
металлических крепежных деталей и они всегда были плоть от плоти
дерева.