Профессиональное обучение
(мобильная версия сайта tepka.ru)

Бетонные
работы

       

§ 48. Бетонирование в термоактивной опалубке

Термоактивной (греющей) опалубкой называются многослойные щиты, которые оснащены нагревательными элементами и утеплены. Теплота через палубу щита передается в поверхностный слой бетона, а затем распространяется по всей его толщине. Обогрев бетона таким способом не зависит от температуры наружного воздуха. Греющую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при замоноличивании стыков и швов при температуре наружного воздуха до -40° С.

Конструкции греющей опалубки многообразны. Основное требование, предъявляемое к ним — равномерность распределения температуры по опалубке щита.

В качестве нагревательных элементов применяют трубчатые электронагреватели (ТЭНы), греющие провода и кабели, гибкие тканевые ленты, а также нагреватели, изготовленные из нихромовой проволоки, композиции полимерных материалов с графитом (углеродные ленточные нагреватели) и токопроводящими элементами и др.

Трубчатые электронагреватели состоят из трубок (стальных, медных, латунных) диаметром 9... 18 мм, внутри которых находится нихромовая спираль. Пространство между спиралью и стенками трубки заполнено кристаллическим оксидом магния. Температура разогрева ТЭНов 300...600° С, поэтому они не должны контактировать с поверхностью опалубки, прилегающей к бетону, а располагаться от нее на расстоянии 15...20 мм.

Проволочные нагревательные элементы выполняют из нихромовой проволоки диаметром 0,8...3 мм, которую наматывают на каркас из изоляционного материала и изолируют асбестом. Такие нагреватели менее надежны, так как подвержены деформациям при погрузочно-разгрузочных работах, поэтому требуют бережного отношения.

В качестве нагревательных кабелей применяют кабели типа КСОП или КВМС. Они состоят из константановой проволоки диаметром 0,7...0,8 мм, помещенной в термостойкую изоляцию. Поверхность изоляции защищена от механических повреждений металлическим защитным чулком.

Размещают нагреватели на щите опалубки в зависимости от режимов обогрева и мощности: греющие провода и кабели устанавливают вплотную к палубе, ТЭНы — на небольшом расстоянии от нее.

В фанерной греющей опалубке нагревательные кабели и провода запрессовывают в защитные покрытия, состоящие из пакета тонких полимерных пленок.

Углеродные ленточные нагреватели наклеивают специальными клеями на палубу щита. Для обеспечения прочного контакта с коммутирующими проводами концы лент подвергают меднению.

ТЭНы (рис. 143, а) крепят к внутренней стороне палубы щитов с помощью специальных фиксаторов и прижимных планок 3, а греющие провода (кабели) — с помощью листовых пластин асбеста 9 (рис. 143,б). Утеплитель 4 предохраняется от повреждений защитным кожухом 5. Для соединения щитов опалубки между собой в защитном кожухе оставляют выемки 7 в соответствии с положением крепежных отверстий.

Рис. 143. Термоактивная опалубка с трубчатыми греющими элементами (а) и с нагревательными кабелями (б):
1 — каркас щита, 2 — нагреватель, 3 — прижимная планка, 4 — утеплитель (минераловатные маты толщиной 40 мм), 5 — защитный кожух (фанера толщиной 3...4 мм), 6 — шпилька крепления кожуха, 7 — вырез для установки соединительных устройств, 8 — вилочный разъем, 9 — листовая пластина асбеста

Для подключения щитов используют вилочные разъемы 8.

Перед установкой термоактивной щитовой опалубки проверяют осмотром целостность изоляции и электрической разводки. Опалубку устанавливают в блок бетонирования отдельными щитами вручную или укрупненными панелями с помощью кранов. Крепят щиты и панели так же, как и в летних условиях. После крепления щиты и панели подсоединяют к электрической сети. Установки для питания термоактивной опалубки и управления режимом прогрева бетона состоят из понижающего трансформатора, системы разводки, щита управления и помещения для дежурного электрика или оператора. Установка обеспечивает питание 100... 150 м2 опалубки.

Подключают опалубку к специальным клеммным коробкам, которые располагаются над поверхностью опалубки не ниже 0,5 м. При обогреве элементов каркаса (колонн, ригелей, балок) клеммные коробки подвешивают на раздвижные струбцины, устанавливаемые на расстоянии 50...70 см от прогреваемого элемента.

Перед бетонированием прогревают арматуру и ранее уложенный бетон. Для этого на непродолжительное время включают термоактивную опалубку, предварительно укрыв сверху блок бетонирования брезентом или полиэтиленовой пленкой.

Минимальная температура укладываемой бетонной смеси 5°С. Укладывают ее обычными методами, при этом следят за тем, чтобы не повредить электрокабель и не увлажнить утеплитель. При скорости ветра более 12 м/с опалубочные формы укрывают брезентом или полимерной пленкой.

Соблюдение технологического режима прогрева позволяет получить бетон требуемых физико-механических характеристик. Контролируемыми параметрами прогрева являются скорость разогрева бетона, температура на палубе щитов и продолжительность обогрева.

Транспортируют и хранят щиты в вертикальном положении в, кассетах или штабелях. При хранении в штабелях устанавливают деревянные прокладки, чтобы не повредить электрические разъемы.

Зимой для обогрева монолитного бетона покрытий и основа ний дорог, подготовки под полы, стыков между сборными конструкциями применяют термоактивные гибкие покрытия (ТАГП) — легкое, гибкое устройство с углеродными ленточными нагревателями и проводами, которые обеспечивают нагрев до 50° С. Изготовляют покрытие путем горячего прессования пакета, состоящего из слоя листовой невулканизированной резины, армирующих стеклотканевых прокладок, углеродных тканевых электронагревателей или проводов и утеплителя. Термоактивные гибкие покрытия можно изготовлять различных размеров, что позволяет их использовать как нагреватели термоактивной опалубки.

Сборно-разборная швейная конструкция (рис. 144, а) состоит из стеклотканевой прокладки 8 с отверстиями 9 по периметру, углеродных ленточных электронагревателей 7, прикрепляемых к стеклохолсту 5 через отверстия, утеплителя 4 и защитного чехла 3. Собирают ее с помощью специальных фиксаторов. В цельноклееной конструкции (рис. 144, б) углеродные ленточные электронагреватели 7 приклеены к листовой резине 13, а сверху укладывают теплоизоляционную прокладку 4, которую покрывают защитным чехлом 3.

Рис. 144. Конструкция термоактивных гибких покрытий (ТАГП): а — сборно-разборная швейная, б — цельноклееная, в — с греющим проводом; 1 — прижимные планки, 2, 10 — вилочные разъемы токопривода и датчика, 3 — защитный чехол, 4 — утеплитель, 5 — стеклохолст, 6 — отверстия для крепления утеплителя, 7 — углеродные ленточные электронагреватели, 8 — стеклотканевая прокладка, 9 — отверстие для крепления пакета утеплителя, 11 — термоконтактор, !2 — отверстия для крепления покрытия, 13 — листовая резина, 14 — нагревательный провод, 15 — алюминиевая фольга, 16 — коммутационные выводы

Конструкция с источником теплоты в виде нагревательных проводов 14 (рис. 144, в) также многослойная: лист резины 13, лист алюминиевой фольги 15, слой утеплителя 4, защитный слой 3.

Коммутационную разводку выполняют из гибких медных проводов 16, сечение которых в 2...3 раза превышает сечение греющего элемента. Такая разводка сохраняет прочность и долговечность при многократных перегибах.

Для теплоизоляции используют штапельное стекловолокно 4 с экранирующим слоем из фольги 15. Покрытие должно обладать хорошей гидроизоляцией, так как ее поверхность находится в контакте с жидкой фазой бетона. В качестве гидроизоляции используют прорезиненную ткань. Рабочий слой резины, как правило, армируют стекловолокном. Детали из хлопчатобумажной ткани пропитывают огнезащитными составами.

Для крепления покрытий между собой предусмотрены от верстия 9 для пропуска тесьмы или зажимов. Покрытия можно располагать на вертикальных, горизонтальных и наклонных конструкциях. Электропитание ТАГП осуществляется от понижающих трансформаторов напряжением 36... 120 В. Как и щиты термоопалубки, ТАГП снабжено датчиками температуры с выводом показателей на пульт управления. Это позволяет оперативно контролировать режим прогрева.

Термоактивное гибкое покрытие удобно в эксплуатации, компактно и надежно в работе. По окончании производства работ его сворачивают в рулон и укладывают в специальный двухсекционный шкаф. В одной секции расположен трансформатор с щитом управления, а в другой — отсеки для хранения покрытия. Применяют специальные передвижные пункты, оснащенные трансформаторами, отсеками для хранения кабельной разводки и комплекта ТАГП.

Перед началом работ проверяют состояние и работоспособность греющей оснастки и автоматики температурного регулирования. Общая схема укладки покрытия на бетонируемую конструкцию, его коммутация и режимы прогрева должны быть приведены в проекте производства работ. Для соблюдения технологического режима прогрева бетона следует не реже чем через I ч измерять температуру бетона и не менее одного раза измерять температуру наружного воздуха.

Движение людей по обогреваемым конструкциям допускается при наборе прочности бетоном не менее 1,5 МПа.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru