§ 20. Устройство горизонтально извлекаемой (тоннельной) опалубки
До монтажа объемно-переставной (тоннельной) опалубки производят разбивку осей стен с помощью рулетки, размечают места установки секций, и устраивают маяки стен.
Несмываемой краской наносят риски, соответствующие положению осевых линий поперечных и продольных стен. По этим рискам определяют положение наружной плоскости щитов опалубки: вправо и влево от риски откладывают расстояние, равное половине толщины стены.
После выполнения операций по разбивке осевых линий устанавливают опалубку маяков. Используют опалубку в виде швеллеров или других профилей, которую располагают строго по толщине стены. Отметку верхнего уровня опалубки принимают единой для всего этажа и определяют с помощью нивелира. Затем бетонируют маяки.
После приобретения бетоном соответствующей прочности опалубку маяков снимают. Полученные маяки служат ограничителями при установке секций опалубки по высоте и длине. По поперечным осям стен наносят продольные риски, соответствующие положению торцового блока тоннельной опалубки, а также каждой секции.
Перед монтажом опалубку очищают, смазывают, проверяют состояние замковых соединений, струбцин, роликовых опор и домкратов. При необходимости рихтуют и выверяют элементы опалубки на специальных стендах. Затем опалубку подают к месту установки. Первую торцовую секцию / (рис. 60) устанавливают в положение, соответствующее разбивочным рискам. С помощью механических домкратов 1, расположенных по-углам секции, выверяют положение по высоте, а с помощью струбцин с изменяемой длиной добиваются контакта внутренних поверхностей щитов опалубки с маяками. Затем доставляют к месту установки очередную секцию //, которую также устанавливают в проектное положение. Соединение торцовых граней элементов секций должно быть максимально плотным. Это достигается путем использования специальных прокладок и замковых соединений, обеспечивающих соответствующее натяжение.
После установки тоннеля объемно-переставной опалубки армируют элементы стен. Как правило, используют пространственные или плоские арматурные каркасы длиной до 6 м, которые краном транспортируют к месту установки и соединяют с выпусками арматуры нижележащего этажа.
Затем устанавливают торцовый щит 5 опалубки. Для удобства производства работ и обеспечения прочности и устойчивости торцовые щиты располагают на специальных консольных подмостях 2, прикрепляемых к нижележащей стене. Крепят щиты с помощью телескопических наклонных стоек З, одним концом соединенных с консолью подмостей, а другим — с боковыми ребрами щитов. Консольные подмости имеют специальные штырьевые соединения для жесткой фиксации по вертикали торцового щита.
Перед монтажом следующего пролета опалубки стену армируют, а затем продолжают устанавливать элементы опалубки.
Для повышения производительности труда и удобства работы в комплект опалубки включают набор приспособлений и инструмент для проведения рихтовки и выверки элементов: шарнирные ключи для вращения винтов установочных домкратов секции; трещоточный ключ с храповым устройством для вращения распалубочного винта секции; струбцины для отрыва секции опалубки от бетона; направляющие для подкатки секций опалубки во время монтажа. Вдоль бетонируемой стены устанавливают направляющие. На них размещают секцию опалубки, которую подкатывают на роликах до стыковки с соседней. Затем ее выверяют в проектное положение с помощью механических домкратов.
Стропуют секции траверсами или стропами через специальные отверстия в верхнем опалубочном щите.
В зависимости от применяемой технологии и соответствующих приспособлений используют несколько схем демонтажа объемно-переставной опалубки.
При демонтаже опалубки секцию (рис. 61, а) отсоединяют от прилегающей к ней секции. Щиты опалубки отрывают от бетонных поверхностей и всю секцию опускают на катки. Затем ее выкатывают на площадку выносных подмостей 2, стропуют и перемещают краном на участок, подготовленный к монтажу опалубки. Затем те же операции производят со следующей секцией и т. д.
Рис. 61. Схема демонтажа объемно-переставной горизонтально извлекаемой (тоннельной) опалубки: а — мелкими секциями с помощью выносных подмостей, б — с помощью специальной траверсы, в — через проемы в перекрытии, г — крупными блоками, д — крупными блоками с помощью специальной траверсы и подмостей с откидным ограждением; 1 — секция опалубки, 2 — выносные подмости, 3 — траверса, 4 — перекрытие, 5 — проемы в перекрытии, 6 — тележка для выкатывания секций, 7 — крупноразмерный блок, 8 —
фиксирующий домкрат, 9 — телескопическая стойка, 10 — траверса, 11 — распределительная ферма, 12 — откидное ограждение
Более эффективна схема, когда используют специальную тра версу 3 (рис. 61,б), которая захватывает секцию 1 без предварительного выкатывания на выносные подмости. В этом случае выносные подмости не применяют. Остальные операции те же, что и в первой схеме. Из-за отсутствия выносных подмостей несколько снижаются трудовые затраты на монтаж и демонтаж опалубки.
Для демонтажа опалубки можно использовать специальные проемы в перекрытиях (например, лифтовые шахты или про-смы специального назначения), демонтаж ведут отдельными секциями в той же очередности (рис. 61, в). Секции выкатывают в проем и поднимают краном с последующей установкой их на новую захватку или приобъектный склад.
Наиболее прогрессивными являются технологические схемы демонтажа нескольких секций, объединенных в одно целое (рис. 61, г, д). Для этого требуются дополнительные приспособления: фиксирующие домкраты 8 и телескопические стойки 9, тележки для выкатывания секций 6, а также грузозахватные устройства специальной конструкции 10 и 11. Эти схемы позволяют существенно увеличивать производительность труда и сокращать время на монтаж и демонтаж опалубки.