Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, главная цель которого — обеспечить регулярную уплату очередных взносов в погашение ссуды и процентов по долгу. Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождения финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учитывать, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, нанесенный банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами:
подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов;
увеличиваются административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала;
повышается угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
средства могут быть заморожены в непродуктивных активах;
возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привело его на грань банкротства.
Основные причины возникновения трудностей с погашением ссуд могут быть по вине как банка, так и заемщика. Рассмотрим некоторые из них.
Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
недостаточно строгое отношение к заемщику;
непрофессионально проведенный финансовый анализ;
плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой отрасли;
недостаточное обеспечение ссуды;
ошибки в документальном оформлении ссуды;
плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды.
Неэффективная работа компании, получившей ссуду:
слабое руководство;
ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной кампании, ошибок в оценке будущих рынков;
слабый контроль за финансами компании.
Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение законодательства, технологические прорывы.
Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратится в безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем: анализа финансовых отчетов, личных контактов с должником, сообщений третьих лиц, сведений из других отделов банка.
В период действия кредита заемщик обязан представлять банку балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о поступлении наличности и другие материалы. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами может указать на возникающую опасность. Банк должен обратить внимание на:
непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
резкое увеличение дебиторской задолженности;
замедление оборачиваемости оборотных средств;
снижение коэффициентов ликвидности;
снижение объема продаж;
рост просроченных долгов;
неуплату налогов и платежей во внебюджетные фонды;
частые просьбы по изменению срока гашения ссуды;
наличие тенденции к снижению прибыльности предприятия и т.д.
Для банка важно постоянно поддерживать персональные контакты с клиентом: посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустанонленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:
изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;
резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
замена ключевых сотрудников;
плохое составление финансовых отчетов;
установление нереальных цен на продукцию;
создание спекулятивных запасов.
Банк может насторожить изменение взаимоотношений заемщика с другими деловыми партнерами, что выражается в получении запросов о кредитоспособности заемщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров или о компании со стороны новых ее кредиторов; извещений страховой компании об аннулировании страховки из-за неуплаты страховых премий.
Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента, о выдаче им чеков без покрытия. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности компании, который может включать: продажу активов, сокращение накладных расходов, изменение маркетинговой стратегии, смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Если намеченная программа проходит успешно, то ссуда достаточно быстро погашается. Если ситуация осложняется, то могут быть следующие варианты:
ссуду удается вернуть после продажи залога;
погашению ссуды предшествует решение суда о банкротстве и реализации активов заемщика;
если банком не были приняты меры своевременно, он несет убытки.
При продаже залога следует прежде всего проверить все документы и установить безусловное право банка на распоряжение залогом. При этом выясняются возможности реализации залога с целью покрытия всех издержек банка, связанных с данным кредитом.
В случае объявления заемщика банкротом банк должен действовать без промедлений, поскольку при необходимости в этом случае платить ГНИ, внебюджетным фондам, страховой компании он окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения, долга. В этом случае гарантии возвращения средств нет.
Использование РВПС осуществляется при списании основного долга с банка в случае его безнадежности и нереальности к взысканию по решению совета банка.