Профессиональное обучение
(мобильная версия сайта tepka.ru)

Учебник для студентов
высших учебных заведений

       

Банковское дело

1.3.2. Особенности банковской системы в России

С 1988 г. началось создание коммерческих банков (первый коммерческий банк был зарегистрирован Госбанком СССР в августе 1988 г.), и на сегодняшний день в России уже сформирована двухуровневая банковская система, постепенно наполняется рынок финансовых услуг, начинают развиваться элементы конкуренции между финансово-кредитными институтами.

Среди характерных черт, присущих банковскому сектору российской экономики на сегодняшний день, можно выделить следующие:

  1. достаточно большое число кредитных институтов. В первые 5—6 лет функционирования рыночной банковской системы наблюдался исключительно интенсивный рост числа коммерческих банков н прочих институтов банковского рынка. Так, на начало 1994 г. в России было создано более 2 тыс. коммерческих банков, а на начало 1995 г. — уже свыше 2,5 тыс. С нарастанием кризисных явлений в финансово-кредитной сфере число учреждений начало уменьшаться. Сейчас темпы этого процесса замедлились, но тем не менее число кредитных организаций уменьшилось с 1349 на 1 января 2000 г. до 1325 на I сентября 2000 г., или на 1,8%. Число действующих филиалов банков сократилось за тот же период с 3923 до 3846, или на 2,0%;
  2. концентрация активов у крупнейших банков. По состоянию на 1 июля 2000 г. на 50 крупнейших по активам банков приходилось 76,5% (на 1 января 2000 г. — 76,6%) совокупных активов банковской системы, 79,5% от общего объема кредитов предприятиям и организациям (81,1% на I января 2000 г.) при 66,4% (на 1 января 2000 г. — 65,6%) от общей суммы средств, привлеченных указанными банками от предприятий и организаций. Особое место занимает Сбербанк РФ, доля которого в совокупных активах действующих кредитных организаций на 1 июля 2000 г. составила 26,2%, в общем объеме вкладов населения 76,3%, в общем объеме вложений в государственные ценные бумаги в национальной валюте 61,1%, в остатках на расчетных и текущих счетах клиентов 17,1%;
  3. неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. На 1 сентября 2000 г. из 1325 действующих кредитных институтов 588 (или 44,4% от общего числа) находилось в Москве. Для сравнения отметим, что в Санкт-Петербурге, который в плане развития финансовой инфраструктуры идет вслед за столицей, на тот же момент действовало «всего» 42 банка. Очень мало банков работает в сельской местности, в дальних районах. Обслуживанием организаций и населения там занимаются в основном филиалы Сбербанка РФ;
  4. внедрение на банковский рынок небанковских кредитных организаций (небанков). Причинами этого являются достаточно высокая прибыльность банковской деятельности, а также невысокий уровень обслуживания клиентов (в осуществлении расчетов, операций с ценными бумагами, оказании трастовых услуг и др.). Особенно активно этот процесс шел в середине 90-х годов, чему способствовали высокий уровень инфляции, развертывание рынка ценных бумаг на волне приватизации государственной собственности и неотработанность законодательства в финансовой сфере. Однако и сегодня небанковские учреждения — инвестиционные институты, страховые компании, расчетно-клиринговые организации и т.д. — играют заметную роль в предоставлении финансовых услуг физическим и юридическим лицам;
  5. локальный характер банковских рынков. Поскольку для большинства банков (особенно в провинции) характерна ярко выраженная региональная ориентация и они не имеют развитой филиальной сети в «чужих» регионах, конкуренция на каждом отдельно взятом региональном (городском, областном, краевом и т.п.) рынке разворачивается почти исключительно между местными банками. Тем самым банковский рынок страны оказывается разбит на множество относительно обособленных локальных рынков.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru