Продолжительность периода задержки самовоспламенения топлива относительно момента начала впрыска топлива определяет характер протекания всего процесса сгорания. При длительном периоде задержки воспламенения в камере сгорания испаряется большое количество впрыснутого топлива, и в дальнейшем, вследствие вовлечения этого топлива в процесс сгорания, давление повышается и увеличивается «жесткость» работы дизеля. Поэтому стремятся уменьшить до определенного предела период задержки воспламенения топлива. В зависимости от условий протекания процесса сгорания продолжительность периода задержки воспламенения топлива составляет 0,0005—0,0002 с.
На продолжительность периода задержки воспламенения топлива и на характер процесса сгорания влияют следующие факторы:
физические и химические свойства топлива;
температура и давление воздуха в период впрыска топлива;
характер и интенсивность вихревого движения воздуха в камере сгорания;
работа топливоподающей аппаратуры;
конструкция камеры сгорания;
угол опережения начала впрыска топлива;
нагрузка и частота вращения коленчатого вала.
Для наиболее эффективного протекания процесса сгорания необходимо, чтобы его продолжительность была как можно меньше, а давление в камере сгорания повышалось плавно. Очень резкое повышение давления приводит к «жесткой» работе двигателя.