Тепловые двигатели выбрасывают в окружающую среду большое количество токсичных веществ, отрицательно действующих на человека, флору и фауну, а также технические сооружения. Источниками токсичных веществ являются отработавшие газы, картерные газы, испарения из системы питания двигателя, топливо, масло и другие эксплуатационные жидкости.
Имеются международные нормативные документы, определяющие требования по ограничению токсичности и дымности отработавших газов.
При работе двигателя выделяются следующие токсичные вещества:
оксиды азота (NOx);
сажа (С);
оксид углерода (СО);
углеводороды (СНх);
альдегиды;
канцерогенные вещества;
различные соединения серы и свинца.
Уменьшить токсичность отработавших газов можно путем:
усовершенствования процессов смесеобразования и сгорания;
организации рециркуляции отработавших газов;
нейтрализации отработавших газов;
применения топлив улучшенного качества и альтернативных топлив.
Каталитический нейтрализатор. Для снижения токсичности отработавших газов широко применяются каталитические нейтрализаторы, которые различаются по используемому катализатору и материалу блока носителя катализатора.
В нейтрализаторах отработавшие газы проходят через слой катализатора, значительно ускоряющего протекание окислительных реакций, при которых СО и СН преобразуются в СО2 и Н2О. Для восстановления NOx необходимо создать восстановительную среду, т. е. химически связать кислород, находящийся в отработавших газах. Поэтому катализатор разделен на две камеры: восстановления и окисления. В первой камере оксид азота под действием катализатора превращается в аммиак, который подвергается разложению во второй камере, где происходит дожигание оксида углерода и углеводородов.