Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Устройство автомобиля

       

Классификация автотранспортных средств

Классификация отечественных автотранспортных средств осуществляется по следующим признакам:

  • вид автотранспортного средства;
  • основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры);
  • тип кузова;
  • назначение;
  • колесная формула;
  • тип двигателя.

Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный. К пассажирскому относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы; к грузовому — грузовые автомобили, атомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза; к специальному — автомобили, прицепы и полуприцепы с установленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относятся к легковым, свыше восьми человек — к автобусам.

Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делятся на следующие классы:

  • особо малый (до 1,099 л);
  • малый (1,1—1,799 л);
  • средний (1,8—3,499 л);
  • большой (3,5 л и более);
  • высший (не регламентируется).

На базе легковых автомобилей выпускаются грузовые и грузо-пассажирские автомобили (комби и грузовой комби), у которых для увеличения размеров площадки, предназначенной для размещения в кузове груза, задние сиденья делаются складывающимися, а задняя часть кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем.

Автобусы подразделяются по габаритным размерам (длине) на следующие классы:

  • особо малый (до 5 м);
  • малый (6—7,5 м);
  • средний (8,5—10 м);
  • большой (11—12 м);
  • особо большой (16,5—24 м).

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от полной массы подразделяются на следующие основные классы (без наименования): менее 1,2; 1,2—2; 2—8; 8—14; 14—20; 20—40; свыше 40 т.

Классификацией грузовых автомобилей с бортовой платформой по грузоподъемности выделены следующие классы:

  • особо малый (менее 1 т);
  • малый (1—3 т);
  • средний (3—8 т);
  • большой (8—15 т);
  • особо большой (15—26 т);
  • сверх особо большой (свыше 26 т).

Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, автомобили скорой медицинской помощи.

Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпучие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, контейнеревозы и т. п.

Автомобили для буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобиля ми -тягачами.

Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образуют автопоезд.

По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.

Автомобили по общему числу колес и ведущих колес условно обозначают формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая — число ведущих колес.

Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6x6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6 х 4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).

По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразделяются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобалонные), электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками, например двигатель внутреннего сгорания (ДВС) электрический двигатель.

Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.

Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (табл. 1).

Таблица 1
Индексация автомобилей в соответствии
со значениями определяющего показателя

В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

  1. легковые;
  2. автобусы;
  3. грузовые бортовые;
  4. седельные тягачи (резерв);
  5. самосвалы;
  6. цистерны;
  7. фургоны;
  8. резерв;
  9. специальные.

Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.

Для обозначения модификации модели вводится пятая цифра — порядковый номер модификации.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение предприятия-изготовителя.

В зависимости от полной массы прицепного состава для него установлены группы индексов модели (третий и четвертый знаки четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков), приведенные в табл. 1. Модификации модели имеют в обозначении пятую цифру.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru