Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Устройство автомобиля

       

2.15. Исполнительные механизмы пневматических тормозных приводов

Тормозная камера (рис. 179) является основным исполнительным механизмом пневматических тормозных приводов. Мембрана такой камеры закреплена между крышкой и корпусом с помощью хомута. При подаче воздуха через штуцер мембрана прогибается и передает усилие через шток и движение рычажно-кулачковому устройству, связывающему шток камеры с тормозными колодками. Отверстия в корпусе камеры служат для выпуска и впуска воздуха из нее при перемещении мембраны.

Тормозные камеры автомобилей марки «КамАЗ»

Рис. 179.
Тормозные камеры автомобилей марки «КамАЗ»:
а — типа 24; б — типа 20 с энергоаккумулятором; в — схема работы камеры при отсутствии торможения; г — схема работы камеры при торможении рабочим тормозным механизмом; д — схема работы камеры при торможении запасной и стояночной тормозными системами; е — схема работы камеры при механическом растормаживании тормозных механизмов;
1 — шток; 2 — корпус; 3 — крышка корпуса; 4 — штуцер; 5 — мембрана; 6 и 14 — пружины; 7 — вилка; 8 — диск; 9 — фланец цилиндра; 10 — подпятник; 11 — цилиндр; 12 — поршень; 13 — уплотнитель поршня; 15 — винт; 16 — упорная шайба; 17 — дренажная трубка; 18 — толкатель; 19 — подшипник

Тормозная камера привода тормозных механизмов колес задней тележки имеет пружинный энергоаккумулятор. Сама тормозная камера является составной частью контура привода рабочей тормозной системы задней тележки, а энергоаккумулятор входит в контур привода стояночной и запасной тормозных систем. Работа стояночного и запасного тормозных механизмов происходит при обратном действии, т. е. при подаче в энергоаккумулятор сжатого воздуха осуществляется растормаживание, а при выпуске воздуха — затормаживание колес.

В расторможенном состоянии сжатый воздух находится в цилиндре энергоаккумулятора. Полости тормозной камеры над диафрагмой и под ней соединены с окружающей средой. При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух из верхней секции двухсекционного тормозного крана подается в полость камеры над диафрагмой, которая, прогибаясь через шток и вилку, соединенную с мембраной рычагом, приводит в действие тормозной механизм колеса. При растормаживании сжатый воздух через двухсекционный тормозной кран выпускается из полости камеры над мембраной в окружающую среду и под действием возвратной пружины мембрана возвращается в исходное положение.

При работе стояночного тормозного механизма сжатый воздух выпускается из полости под поршнем энергоаккумулятора, пружина разжимается и перемещает поршень вниз и, перемещая толкатель, через подпятник, мембрану и шток приводит в действие тормозной механизм. Для растормаживания стояночного тормозного механизма под поршень пружины подается сжатый воздух из системы, поршень поднимается, сжимая пружину, мембрана и шток тормозной камеры под действием своей возвратной пружины поднимается вверх. При этом воздух из полости над поршнем через дренажную трубку и отверстие в корпусе тормозной камеры выходит в окружающую среду.

Для механического растормаживания вывинчивают винт рабочей пружины энергоаккумулятора. При этом поршень перемещается вместе с толкателем, пружина сжимается и шток тормозной камеры под действием возвратной пружины мембраны поднимается — тормозной механизм растормаживается.

Пневмоцилиндры вспомогательной тормозной системы. На автомобиле устанавливают три цилиндра: два цилиндра — для управления дроссельными заслонками в выпускных трубопроводах двигателя и один цилиндр — для управления рычагом регулятора топливного насоса высокого давления.

Устройство и работа всех цилиндров идентичны. Внутри цилиндра имеется поршень со штоком и возвратные пружины. При подаче сжатого воздуха поршень перемещается, выдвигая шток, который приводит в действие исполнительный механизм. Под действием возвратной пружины поршень возвращается в исходное положение.

Регулятор тормозных сил (рис. 180) автоматически изменяет давление воздуха в тормозных камерах колес задней тележки (задних колес автомобиля) в зависимости от нагрузки, действующей на нее в момент торможения.

Автоматический регулятор тормозных сил

Рис. 180.
Автоматический регулятор тормозных сил:
а — конструкция; б — схема работы при отсутствии торможения (максимальная нагрузка на мосты); в — схема работы при торможении (большая нагрузка на мосты); г — схема работы при торможении (минимальная нагрузка на мосты);
1 — клапан; 2 — ступенчатый поршень; 3 — толкатель; 4 — мембрана; 5 — рычаг; 6 — шаровая пята; 7 — вывод к тормозным камерам колес тележки; 8 — поршень; 9 — вывод в окружающую среду; 10 — направляющая толкателя; 11 — ребра неподвижной вставки; 12 — соединительная трубка; 13 — ребра поршня; 14 — неподвижная вставка; 15 — вывод к двухсекционному тормозному крану

Регулятор устанавливают на раме автомобиля. Его рычаг с помощью тяги через упругий элемент и штангу соединен с балками мостов тележки.

Внутри регулятора помещен ступенчатый поршень с укрепленной на нем мембраной. Края мембраны зажаты между верхней и нижней половинами корпуса. Внутри поршня выполнено отверстие, в которое проходит верхний конец толкателя, а также имеется клапан, под действием пружины закрывающий отверстие в поршне. В нижней части к толкателю с помощью нижнего поршня поджимается шаровая пята, на которую передается усилие от рычага привода. По соединительной трубке под нижний поршень подается сжатый воздух, обеспечивающий контакт пяты с толкателем. В верхней части корпуса вставлена неподвижная вставка с наклонными ребрами, нижние кромки которых проходят по границе с мембраной.

Ступенчатый поршень также имеет наклонные ребра. Ребра поршня находятся между ребрами вставки.

Если ступенчатый поршень находится в верхнем положении, то его ребра не касаются мембраны. В этом случае средняя часть мембраны опирается на поршень, а остальная часть прилегает к неподвижным ребрам вставки. Когда поршень при работе движется вниз, его ребра могут опускаться ниже неподвижных ребер вставки и, по мере опускания, все больше будут опираться на мембрану. Таким образом, пока поршень находится в верхнем положении, его нижняя, активная площадь ограничивается лишь его торцами, так как мембрана лежит на неподвижных ребрах вставки. При опускании поршня его ребра все больше опираются на, мембрану и его нижняя, активная площадь захватывает все большую часть мембраны, т. е. увеличивается.

При торможении регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в тормозных камерах давление, обеспечивающее тормозное усилие, пропорциональное нагрузке на задние мосты.

При растормаживании давление в выводе к тормозному крану уменьшается. Ступенчатый поршень под действием противодавления снизу поднимается вверх, при этом клапан садится на седло ступенчатого поршня, разобщая выводы к тормозному крану и тормозным камерам колес задней тележки, а затем при дальнейшем движении поршня вверх клапан отходит от толкателя и воздух из тормозных камер через полый толкатель выходит в окружающую среду.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru