2.12. Приборы тормозного пневмопривода. Аппараты подготовки и хранения сжатого воздуха
В пневматических приводах рабочим телом является воздух, сжатие которого производится компрессором.
Компрессор (рис. 163) — двухцилиндровый поршневого типа установлен на переднем торце задней крышки блока картера, имеет шестеренчатый привод. Воздух в компрессор через пластинчатые впускные клапаны поступает из воздухоочистителя, а сжатый воздух вытесняется в пневмосистему через пластинчатые нагнетательные клапаны, расположенные в головке цилиндров компрессора.
Регулятор давления сжатого воздуха (рис. 164), поступающего от компрессора. При возрастании давления до 0,75 МПа регулятор сообщает пневмоцилиндры с окружающей средой и подача воздуха прекращается, а при падении давления до 0,65 МПа сжатый воздух вновь поступает в пневмосистему. При давлении в системе менее 0,7 МПа воздух из компрессора поступает в регулятор, проходя через фильтр в кольцевой канал и через обратный клапан в пневмосистему. Часть воздуха одновременно поступает в подпоршневую полость следящего поршня.
Рис. 164. Регулятор давления: а — конструкция; 6 — схема работы при давлении в системе менее 700 кПа; в — схема работы при давлении в системе 700—750 кПа; 1 и 8 — выводы в окружающую среду; 2 — разгрузочный клапан; 3 — вывод от компрессора; 4 — фильтр; 5 — пробка канала отбора воздуха; 6 — выпускной клапан; 7 — уравновешивающая пружина; 9 — следящий поршень; 10 — обратный клапан; 11 — вывод в пневмосистему; 12 — впускной клапан; 13 — разгрузочный поршень; 14 — седло разгрузочного клапана; 15 — клапан для накачивания шин; 16 — колпачок; А — полость под следящим поршнем; Б — полость над разгрузочным поршнем; а и в — каналы; б — кольцевой канал
В случае повышения давления в пневмосистеме, а следовательно, и в полости под следящим поршнем до 0,75 МПа следящий поршень поднимается, преодолевая сопротивление своей пружины. Выпускной клапан закрывается, впускной клапан открывается, и воздух из полости под следящим поршнем поступает в полость над разгрузочным поршнем. При этом разгрузочный поршень перемещается вниз, разгрузочный клапан открывается, и сжатый воздух через вывод выходит в окружающую среду.
В случае выхода из строя регулятора давление на выводе от компрессора возрастает, и разгрузочный клапан срабатывает как предохранительный, открываясь при давлении 1 МПа, преодолевая при этом суммарное сопротивление своей пружины и пружины разгрузочного поршня.
Предохранитель от замерзания испарительного типа (рис. 165) служит для зашиты трубопроводов и приборов пневмопривода от замерзания конденсата. В стакан заливается 200—1000 см3 этилового спирта.
С помощью штока с рукояткой предохранитель может быть подключен к пневмосистеме при температуре ниже 5 °С или отключен при температуре выше 5 °С. Во включенном состоянии рукоятка со штоком находится в верхнем положении, при котором уплотнительное устройство выведено из нижнего гнезда, пружина фитиля растягивает его, и часть его выходит в воздушный канал. Проходящий воздух насыщается парами этилового спирта и образует конденсат с низкой температурой замерзания. При опускании штока фитиль утапливается, а уплотнитель садится в гнездо и разобщает резервуар предохранителя с воздушным каналом. Жиклер выравнивает давление в магистрали и корпусе.
Ресиверы, хранящие запас сжатого воздуха, изготовляются сваркой из листа. Их объем обычно 20—100 л. На автомобиле установлено шесть ресиверов емкостью 20 и 40 л, в которых содержится 180 м3 сжатого воздуха.