Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Профессия
автомеханик

       

Возможные неисправности бензинового двигателя и способы их устранения

Характерными неисправностями бензиновых двигателей являются следующие.

Двигатель не запускается.

Возможными причинами могут быть: неисправность системы зажигания; отсутствие топлива в карбюраторе из-за засорения топливопроводов, фильтров топливного бака, топливного насоса, карбюратора или фильтра тонкой очистки топлива; неисправность топливного насоса; не открывается воздушная заслонка карбюратора при первых вспышках в цилиндрах; не открывается пневмоклапан экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора: негерметичны пневмомагистрали, обрыв в проводах, идущих к блоку управления и электромагнитному клапану, неисправен электромагнитный клапан, неисправен пневмоклапан ЭПХХ карбюратора, неисправен блок управления ЭПХХ.

Для устранения неисправности необходимо: продуть топливопроводы, промыть фильтры и топливный бак, заменить фильтр тонкой очистки топлива; проверить работу насоса и заменить поврежденные детали; устранить негерметичность пускового устройства, заменить поврежденную диафрагму пускового устройства; устранить негерметичность; проверить провода и их соединения, устранить повреждения; заменить клапан; заменить блок управления.

Двигатель работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу.

Основной причиной может быть нарушение регулировки холостого хода двигателя; для устранения неисправности необходимо отрегулировать холостой ход.

При неисправности системы управления ЭПХХ карбюратора необходимо заменить блок управления.

При неисправности карбюратора (засорены жиклеры или каналы карбюратора) необходимо продуть жиклеры и каналы карбюратора; если в карбюраторе вода, надо удалить воду из карбюратора, слить отстой из топливного бака; при нарушении герметичности диафрагмы пускового устройства следует заменить диафрагму; если неисправна система зажигания — окислены, загрязнены или пригорели контакты прерывателя, образовались бугорок и кратер на контактах, чрезмерно большой зазор между контактами или ослаблена прижимная пружина, необходимо зачистить контакты и отрегулировать зазор между ними; при ослаблении прижимной пружины надо заменить контактную группу; при ослаблении крепления или окисления наконечников проводов в цепи низкого напряжения, обрыве в проводах или замыкании их с «массой» следует проверить провода и соединения, заменить поврежденные провода; при неисправности выключателя зажигания необходимо проверить провода и соединения, заменить поврежденные провода, при обрыве в первичной катушке зажигания — заменить катушку зажигания.

При подсосе воздуха в впускную трубу через соединение трубопроводов тормозного усилителя, систему управления ЭПХХ карбюратора или эконометра нужно уплотнить соединения, заменить поврежденные детали.

При подсосе воздуха через прокладки в соединениях между карбюратором и впускной трубкой и между впускной трубкой и головкой блока цилиндра подтяните гайки крепления или замените прокладки.

При подсосе воздуха через повреждения магистрали вакуумного регулятора распределителя замените поврежденные грубки.

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью.

Причинами могут быть неисправности карбюратора:

  • неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора — отрегулировать привод дроссельных заслонок; неисправен насос-ускоритель — проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали; засорены главные жиклеры — продуть жиклеры сжатым воздухом; не полностью открыта воздушная заслонка — отрегулировать привод воздушной заслонки;
  • уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме — отрегулировать установку поплавка;
  • загрязнен воздушный фильтр — заменить фильтрующий элемент;
  • неисправен топливный насос — проверить работу насоса и заменить поврежденные детали;
  • засорено вентиляционное отверстие в пробке топливного бака — продуть отверстие сжатым воздухом;
  • нарушены зазоры в клапанном механизме — отрегулировать зазоры.

При недостаточной компрессии (ниже 1 МПа) — возможными причинами неисправности могут быть:

  • пробита прокладка головки блока цилиндра — заменить прокладку;
  • обгорание или деформация клапана — заменить поврежденные клапаны, отшлифовать седла и притереть клапаны;
  • прогорание поршней — заменить поршни; поломка или пригорание поршневых колец — очистить кольца и канавки поршней от нагара, заменить поврежденные кольца; чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец — заменить поршневые кольца, при необходимости заменить поршни и гильзы цилиндров;
  • перегрев двигателя — проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, работоспособность термостата и электродвигателя вентилятора;
  • применен низкооктановый бензин — использовать бензин с соответствующим октановым числом;
  • ослабли пружины клапанов — разобрать головку блока цилиндров, проверить упругость пружин и при необходимости заменить.

Повышенный расход масла.

Причинами могут быть:

  • засорение системы вентиляции — прочистить систему вентиляции картера;
  • износ или поломка поршневых колец — заменить поршневые кольца;
  • течь масла через уплотнение двигателя — подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки и манжеты;
  • закоксование прорезей в маслосъемных канавках — очистить прорези от нагара; чрезмерный износ стержней клапанов — заменить клапаны и их резиновые уплотнения;
  • чрезмерный износ направляющих втулок клапанов — произвести ремонт головки блока цилиндров, заменить втулки клапанов.

Стук коренных подшипников указывает на износ коренных подшипников. В нижней части картера прослушивается глухой низкий стук, который заметно усиливается при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Такой стук может появиться при большом износе коренных подшипников. Другой причиной может быть снижение давления масла в системе смазки двигателя. В этом случае необходимо заменить вкладыши коренных подшипников.

Стук шатунных подшипников.

Стук ритмичный, звонкий, металлический, прослушивается на ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука можно определить, отключая но очереди свечи зажигания. Возможными причинами стука шатунных подшипников могут быть: недостаточное давление масла; чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами (необходимо прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши); непараллельность осей верхней и нижней головок шатуна (разобрать шатунно-поршневую группу и заменить шатун); работа на масле несоответствующей марки (заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации).

Стук коленчатого вала.

Причинами неисправности могут быть:

  • слишком раннее зажигание — отрегулировать установку начального момента зажигания; недостаточное давление масла в смазочной системе;
  • ослаблены болты крепления маховика — затянуть болты;
  • увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников — прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши;
  • работа на масле несоответствующей марки — заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации.

Стук поршней.

Этот стук лучше всего прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и при работе двигателя под нагрузкой. Вызывается биением поршня в цилиндре. Возможной причиной неисправности может быть увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами — заменить поршни, расточить цилиндры.

Стук впускных и выпускных клапанов.

При увеличенном зазоре в клапанном механизме прослушивается характерный стук, обычно с равными интервалами. Частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • большой зазор в клапанном механизме — отрегулировать зазоры;
  • поломка клапанной пружины — заменить пружину;
  • большой зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана — заменить изношенные детали;
  • износ кулачков распределительного вала — заменить распределительный вал.

Как правило, зазоры проверяют и регулируют на холодном двигателе. Зазор в клапанном механизме определяют плоским щупом, а регулируют поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме 2108, 2109 — головкой регулировочного болта) в нужную сторону.

Для того, чтобы отрегулировать зазоры, необходимо установить поршень цилиндра, подлежащий регулировке, в верхнюю мертвую точку такта сжатия, предварительно открыв крышку клапанной коробки. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора. Затем нужно опустить контргайку на регулировочном винте или болте, установить регулировочным винтом или болтом необходимый зазор, затянуть контргайку и вновь проверить зазор. Если щуп входит и выходит из него с трудом, он отрегулирован оптимально.

Таким же образом, проворачивая на пол-оборота коленвал за пусковую рукоятку или болт крепления шкива привода генератора или за вывешенное ведущее колесо, регулируют зазор в клапанах других цилиндров в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. При этом коленчатый вал проворачивают только по часовой стрелке.

Для регулировки зазоров в клапанном механизме двигателя ВАЗ—2101 необходимо провернуть коленвал по часовой стрелке до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу такта сжатия в четвертом цилиндре. В таком положении регулируют зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра — восьмой кулачок и впускного клапана третьего цилиндра — третий кулачок. Гаечным ключом придерживают регулировочный болт рычага, другим ключом ослабляют контргайку и, завертывая и отвертывая регулировочный болт с последующим затягиванием контргайки, регулируют зазор, при котором щуп будет входить с легким защемлением.

Регулировка зазоров в приводе клапанов методом подбора шайб производится в автомобилях ВАЗ—2108, —2109 и некоторых других. Регулировочные шайбы бывают толщиной от 3 до 4,25 мм. Для того, чтобы отрегулировать зазор, необходимо отвернуть гайки, снять крышку головки цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня и вывернуть свечи зажигания. Масло из масляных ванн в головке цилиндров удаляют и внимательно осматривают поверхность кулачков распределительного вала. На поверхности кулачков не должно быть раковин, глубоких рисок и следов износа. Затем по часовой стрелке вращают коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора и совмещают метку на шкиве распределительного вала с установочным выступом на задней защитной крышке. Это положение соответствует верхней мертвой точке в первом и четвертом цилиндрах. Далее коленчатый вал доворачивают на 45—50° — на 2,5—3 зуба шкива распределительного вала. Делают это осторожно, не забывая, что проворачивание коленчатого вала за отверстие шкива или болт распределительного вала может повредить болт и зубчатый ремень привода.

Затем проверяют зазоры у первого и третьего кулачков. Если щуп входит с трудом, с легким защемлением, значит, зазор оптимален. Если нет, шайбу заменяют более тонкой или толстой. Провернув коленчатый вал на пол-оборота вперед (180°), регулируют зазоры у пятого и второго кулачков. Провернув коленчатый вал еще на пол-оборота, занимаются регулировкой восьмого и шестого кулачков. Провернув еще на пол-оборота, регулируют зазор у четвертого и седьмого кулачков.

Закончив регулировку зазоров, в масляные ванны в головке цилиндров заливают масло таким образом, чтобы точки контакта кулачков с регулировочными шайбами оказались в масле. После этого устанавливают крышку головки блока цилиндров.

После того, как зазоры в клапанном механизме отрегулированы, необходимо запустить двигатель и прослушать его работу в различных режимах. Установка клапанов даст хороший результат только в том случае, если они правильно притерты, не разбиты на концах и если нет превышения зазора во втулках. Обычно зазор клапанов проверяют после ремонта головки блока цилиндров.

Стук поршневых пальцев.

Стук характеризуется двойным металлическим резким звуком, который слышен при всех режимах работы двигателя на холостом ходу и усиливается при повышении нагрузки.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • большой зазор между пальцем и отверстием в бобышках поршней — поставить поршневые пальцы увеличенного размера, расточив соответственно втулку верхней головки шатуна;
  • чрезмерный зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна — запрессовать в верхнюю головку шатуна новую втулку и расточить до нужного диаметра.

При отключении свечи неисправного цилиндра стук может полностью исчезнуть. Такой стук может вызвать и слишком раннее зажигание. В первую очередь необходимо проверить и отрегулировать зажигание, если это стук не устраняет, производят замену поршневых пальцев, поршней и втулок.

Перед сборкой палец необходимо правильно подобрать к поршню. Поршневой палец, смазанный маслом, должен входить в отверстие поршня при легком нажатии большого пальца и не выпадать из перевернутого поршня.

Недостаточное давление масла на холостом ходу прогретого двигателя.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • неисправность или засорение редукционного клапана давления масла — необходимо очистить клапан от по сторонних частиц и заусенцев, если нужно, заменить пружину или клапан;
  • шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты — отремонтировать масляный насос;
  • большой зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и соответствующими шейками коленчатого вала — прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши;
  • неисправность электрического датчика указателя давления масла — проверить и при необходимости заменить датчик;
  • работа на масле не соответствующей марки — заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации.

Шум цепи привода распределительного вала.

Шум появляется при возникновении зазоров между элементами зацепления. Из общего шума при работе двигателя этот шум выделяется при малой частоте вращения коленчатого вала.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • уменьшение натяжения цепи вследствие ее нормального износа — натянуть цепь.

Перегрев двигателя.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • слабое натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора — отрегулировать натяжение ремня;
  • недостаточное количество жидкости в системе охлаждения — долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
  • неправильная установка начального момента зажигания — отрегулировать начальный момент зажигания;
  • сильное загрязнение наружной поверхности — очистить наружную поверхность радиатора струей воды;
  • неисправен термостат — заменить термостат;
  • не работает электродвигатель вентилятора — проверить электродвигатель, его датчик и реле, заменить неисправные узлы;
  • применен низкооктановый бензин использовать бензин с соответствующим октановым числом;
  • неисправен жидкостный насос — проверить работу насоса, отрегулировать его или заменить.

Если двигатель перегревается, слышен звонкий металлический стук, дымит глушитель — это может свидетельствовать о большом нагаре в камерах сгорания цилиндров, о детонационном горении рабочей смеси, то есть слишком быстром завершении процесса сгорания в цилиндре в результате самовоспламенения части рабочей смеси перед фронтом пламени.

При детонации лишнее тепло от сгоревших газов отдается в стенки камеры сгорания и днище поршня, что приводит к перегреву двигателя и разрушению поверхности камеры сгорания и днища поршня. Признаками разрушения служит появление на поверхности металла небольших щербин. Однако даже до появления видимых разрушений работа двигателя с детонацией приводит к ускорению износа его деталей. Обычно первыми разрушаются кромки прокладки между цилиндром и его головкой, и прокладка прогорает.

Для того, чтобы удалить нагар из цилиндров, можно снять головку блока цилиндров и очистить нагар с днищ поршней и клапанов, с поверхностей головки блока, используя металлические щетки и деревянные скребки. Для более легкого удаления нагара его предварительно размягчают керосином. Нагар можно удалить, не разбирая двигатель. В этом случае двигатель сначала прогревают, а затем в каждый цилиндр заливают 20 мл смеси, состоящей из 20% масла и 80% керосина. Залив смесь, коленчатый вал двигателя проворачивают пусковой рукояткой на 7—8 оборотов, затем через сутки дают двигателю поработать около тридцати минут. За это время размягченный нагар выгорает. После удаления нагара таким способом заменяют масляный фильтр и масло в двигателе.

Помимо нагарообразования, причинами детонации могут быть раннее зажигание, несоответствие топлива двигателю, бедная рабочая смесь, длительная работа с малой частотой вращения коленчатого вала, неисправность охлаждения двигателя.

До выяснения причин детонации необходимо проверить, не происходит ли калильное зажигание, то есть самовоспламенение всей смеси без искры, которое может возникать из-за перегрева двигателя в конце такта сжатия, соприкосновения с раскаленными электродами, нагаром. В этом случае температура сжатой смеси бывает слишком высокой, что и приводит к тому, что смесь загорается без искры. Чтобы отличить детонацию от самовоспламенения, необходимо выключить зажигание. Если двигатель останавливается сразу, это свидетельствует о том, что детонация была, так как детонационное сгорание появляется после воспламенения смеси электрической искрой. Если возникает необходимость временно использовать топливо, не соответствующее двигателю, детонации можно избежать путем установки более позднего зажигания.

Быстрое падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • повреждение радиатора — отремонтировать или заменить радиатор;
  • повреждение шлангов прокладок в соединениях трубопровода, ослабление хомутов — заменить поврежденные шланги или прокладки, подтянуть хомуты шлангов;
  • повреждение прокладки головки блока цилиндров — заменить прокладку;
  • подтекание жидкости из крана отопителя — заменить кран.

Повышенная вибрация двигателя.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • неисправность системы зажигания;
  • дисбаланс коленчатого вала — снять и отбалансировать коленчатый вал;
  • неисправность карбюратора — очистить жиклеры и внутренние каналы, отрегулировать систему холостого хода;
  • установка поршней разной массы — разобрать шатуннопоршневую группу, устранить разность массы поршней;
  • подушки подвески двигателя изношены или слишком большой жесткости;
  • неравномерность зазоров в клапанном механизме — отрегулировать зазоры до необходимой величины.

Повышенный расход топлива.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • повышенное сопротивление движению автомобиля — проверить и отрегулировать давление в шинах, тормозную систему;
  • неполное открытие воздушной заслонки — отрегулировать привод заслонки;
  • неправильная установка начального момента зажигания — отрегулировать начальный момент зажигания;
  • засорены воздушные жиклеры — очистить жиклеры;
  • высокий уровень топлива в карбюраторе, нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки, заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, негерметичность поплавка — проверить на присутствие посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости заменить клапан или прокладку, проверить и при необходимости заменить поплавок.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru