Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

Профессия
автомеханик

       

Причины изменения технического состояния автомобиля

Содержание автомобиля в исправном состоянии в значительной степени зависит от его владельца, водителя, его квалификации, знания им материальной части автомобиля и правил технической эксплуатации, мастерства и от бережного к нему отношения. Однако в процессе эксплуатации свойства автомобиля не остаются постоянными. Надежность автомобиля и его динамические качества снижаются, что отражается на безопасности движения, повышенном расходе горюче-смазочных материалов, ухудшении пуска двигателя, появлении стуков и шумов. Это результат вредных процессов, происходящих в агрегатах и системах автомобиля, которые накапливаются в течение всего времени существования автомобиля и постоянно влияют на его работоспособность и надежность. Работоспособность автомобиля — это состояние, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической или и/или конструкторской документации.

Работоспособность автомобиля зависит от его надежности — сложного свойства, которое в зависимости от назначения автомобиля и условий его эксплуатации состоит из сочетаний свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Долговечность автомобиля означает его свойство сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Определяется долговечность устанавливаемым предприятием-изготовителем ресурсом — амортизационным сроком службы до предельно допустимых износов деталей основных механизмов и агрегатов, вызывающих необходимость прекращения эксплуатации или проведения капитального ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Ремонтопригодность является свойством автомобиля, которое заключается в приспособленности к предупреждению, обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технических осмотров и ремонтов. Качественно проведенные технический осмотр и ремонт значительно уменьшают возможности развития вредных процессов, различных причин неисправностей, происходящих в агрегатах и системах автомобиля.

К вредным процессам, основным причинам возникновения неисправности автомобиля, относят изнашивание трущихся поверхностей, усталость металла, внутренние напряжения в деталях, различные виды коррозии, старения, обгорание рабочих поверхностей деталей двигателя из-за превышения его допустимого теплового режима, образование накипи в системе охлаждения, нагара в камере сгорания, который может образовываться на стенках головки блока цилиндров, на днище поршня, головках клапанов; применение топливных и смазочных материалов, не отвечающих требованиям нормативно-технических документов, с содержанием в них механических примесей, температурное влияние окружающей среды и т.д.

Изнашивание является процессом постепенного изменения размеров, формы и состояния поверхности детали, происходящего при трении. Результат изнашивания, определяемый в установленных единицах, называется износом. Износ может быть естественным, ускоренным и аварийным. Естественный износ появляется в результате трения, действия высоких температур и нагрузок при нормальных условиях эксплуатации. Величина износа в этом случае нарастает медленно, и продолжительная работа автомобиля происходит без особого нарушения рабочих характеристик.

Износы ускоренные и аварийные возникают в результате некачественного технического обслуживания и ремонта автомобилей, низкого качества материалов, применяемых для изготовления агрегатов автомобиля, а также из-за недоработок в конструкции автомобиля.

При ускоренных и аварийных износах процесс изнашивания происходит быстро, он сопровождается разрушением деталей и другими неисправностями, при которых дальнейшая эксплуатация автомобиля становится невозможной.

Выделяют несколько видов изнашивания:

  • абразивное,
  • усталостное,
  • эрозионное,
  • изнашивание при заедании, фретинг-коррозии и фретинге.

Изнашивание при фретинге, абразивное, эрозионное и усталостное относят к механическому виду изнашивания, а окислительное и при фретинг-коррозии — к коррозионномеханическому.

Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся между поверхностями трения. Эти частицы попадают в виде пыли, песка между трущимися деталями, например, тормозными накладками колодок и барабанами, и резко увеличивают их износ. В кривошипно-шатунном механизме и ряде других в качестве абразивных частиц служат сами продукты изнашивания, отделившиеся от трущихся деталей.

Усталостное изнашивание происходит из-за того, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и нагрузок становится хрупким и выкрашивается, обнажая лежащий под ним менее твердый и изношенный слой. Такое изнашивание случается на зубьях шестерен, зубчатых колес, на беговых дорожках колец подшипников качения. Усталостные разрушения возникают при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. Происходит постепенное накопление трещин, что приводит к усталостному разрушению детали.

Эрозионное изнашивание наблюдается в результате воздействия потока жидкости или газа. На автомобиле такое изнашивание происходит на рабочих поверхностях тарелок выпускных клапанов двигателя и жиклерах карбюратора.

Изнашивание при заедании происходит в результате вырывания материала деталей и переноса его с одной поверхности на другую. Это приводит к появлению задиров на рабочих поверхностях деталей, их заклиниванию и разрушению.

Изнашивание при фретинге является механическим изнашиванием соприкасающихся деталей при малых колебательных движениях. Если при этом агрессивно действует среда, то происходит изнашивание при фретинг-коррозии. Такое изнашивание может происходить, например, в местах контакта вкладышей шеек коленчатого вала и постели в картере и крышке.

Электроэрозионное изнашивание проявляется в изменении поверхностей деталей в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока, например, между электродами свечей зажигания.

Пластические деформации и разрушения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности, соответственно, пластичных (сталь) и хрупких (чугун) материалов деталей, что может происходить при перегрузке автомобиля, неправильном управлении, дорожно-транспортном происшествии.

Коррозия появляется на поверхностях деталей в результате химического или электрохимического взаимодействия материала детали и агрессивной окружающей среды, приводящего к окислению — ржавлению металла, уменьшению прочности и ухудшения внешнего вида автомобиля. Коррозии способствуют сохранение влаги на металлических поверхностях, соль, которую используют в зимнее время на дорогах и отработавшие газы.

Вредные процессы могут протекать с разной скоростью — быстро, медленно, со средней скоростью. К быстропротекающим процессам относят вибрации узлов, изменение сил трения в подвижных сопряжениях, колебания рабочих нагрузок и другие процессы, оказывающие влияние на взаимное положение деталей и узлов и изменяющие, искажающие цикл работы автомобиля. Периодичность изменения быстродействующих процессов измеряется долями секунды.

Процессы средней скорости могут измеряться минутами и часами. В основном на них влияют климатические условия эксплуатации, такие, как влажность воздуха, температура автомобиля, температура окружающей среды и др.

Медленные вредные процессы могут длиться дни и месяцы. К таким процессам относят изнашивание деталей, коррозию, усталость металла и т.д. Изнашивание рабочих поверхностей деталей подвижных сопряжений приводит к увеличению зазора, что в некоторых случаях вызывает повышение динамической нагрузки и интенсивность изнашивания, например, подшипников скольжения, шейки коленчатых валов и т.д.

В блоках цилиндров и в других литых корпусных деталях внутренние напряжения вызывают деформацию блока и иные нарушения, в результате которых скорость изнашивания деталей кривошипно-шатунного механизма повышается и возрастает вероятность искажения геометрической формы деталей.

Одной из причин возникновения неисправностей в автомобиле является старение деталей, которое заключается в изменении физико-химических свойств материалов в процессе эксплуатации и при хранении автомобиля и его частей под действием нагрева или охлаждения, солнечной радиации, влажности. В результате старения резинотехнические изделия теряют эластичность и растрескиваются, в топливе, маслах и эксплуатационных жидкостях наблюдаются окислительные процессы, которые изменяют их химический состав и приводят к ухудшению эксплуатационных свойств, поэтому эксплуатационные свойства смазочных материалов, топлива, специальных жидкостей, таких как тормозные, амортизаторные, низкозамерзающие, и воды, применяемых в автомобилях, должны отвечать требованиям, соответствующим нормативно-техническим документам.

Проверить качество масла в поддоне картера двигателя можно следующими простыми способами:

  • по цвету масляной пленки на маслоизмерительном стержне. Если сквозь масляную пленку хорошо видны метки на щупе, то качество масла считается хорошим, если же метки не видны или заметны плохо, то это свидетельствует о загрязненности масла и необходимости его замены;
  • по масляному пятну на белой фильтровальной или писчей бумаге. Если пятно от капли масла, нанесенной маслоизмерительным стержнем, имеет сердцевину черного цвета, то масло следует заменить;
  • по запаху — масло не должно содержать топлива;
  • на ощупь — капля масла между пальцами должна иметь определенную тягучесть и липкость.

Вязкость масла проверяют специальным прибором. Причиной возникновения неисправностей в двигателе, например, может быть нарушение процессов смесеобразования, зажигания, термодинамических процессов сгорания, в агрегатах трансмиссии — увеличение зазора в сопряженных деталях, и появление ударных нагрузок. Большинство неисправностей в силовом и других агрегатах и механизмах автомобиля возникают вследствие износа деталей — цилиндров и поршней, шатунных и коренных шеек коленчатого вала, рабочих поверхностей клапанов двигателя и других деталей.

Кроме того, возможны повреждения, нарушающие исправное состояние составных частей автомобиля, но они возникают относительно редко. Поэтому для профилактики неисправностей следует не допускать проявления предельных износов. Для этой цели и предназначена система технического обслуживания и ремонта автомобиля, а также применение эксплуатационных материалов — масел, смазок, топлива, охлаждающих и специальных жидкостей — в соответствии с требованием конструкторской документации. Долгий срок эксплуатации достигается качественным проведением ремонта и технического обслуживания, своевременным контролем и заменой защитных чехлов, заменой или очисткой воздушных, масляных, топливных фильтров, препятствующих попаданию на трущиеся поверхности деталей абразивных частиц, а также своевременным и качественным выполнением крепежных и регулировочных работ, включающих регулировку клапанов, натяжение цепи двигателя, регулировку углов установки колес, подшипников ступиц колес и др.

Чтобы уменьшить изнашивание деталей при эксплуатации автомобилей необходимо своевременное восстановление защитного покрытия днища кузова, своевременный уход за лакокрасочным покрытием кузова и других подверженных коррозии деталей.

Кроме того, на изменение технического состояния автомобилей влияют условия их эксплуатации: дорожные условия, определяющие режим работы автомобилей и характеризующиеся технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия; условия движения; условия перевозки; сезонные условия, связанные с колебаниями окружающего воздуха и изменением дорожных условий по времени года; природно-климатические условия, зависящие от температуры окружающего воздуха, влажности, уровня солнечной радиации и др. При разных условиях эксплуатации значения показателей надежности автомобилей будут различаться, что скажется и на показателях эффективности технической эксплуатации.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru