Учебники по популярным профессиям
на asv0825.ru

>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Профессия
автомеханик

       

Техническое обслуживание карбюраторной системы питания бензинового двигателя

Основные неисправности в системе питания бензинового двигателя с карбюратором и их причины

Система питания должна обеспечивать приготовление горючей смеси необходимого состава (соотношение бензина и воздуха) и количества в зависимости от режима работы двигателя. От технического состояния системы питания зависят такие показатели работы двигателя, как мощность, приемистость, экономичность, легкость пуска, долговечность.

Использование бензина более низкого качества может привести к ненормальной работе двигателя (образование нагара, детонация, перерасход топлива, прогар прокладок головки блока цилиндров, головок клапанов и т.д.).

В технически исправном состоянии должны находиться воздушные фильтры. Нарушение герметичности корпуса воздушного фильтра и целостности фильтрующих элементов ведет к повышенному пропуску абразивных частиц.

Техническое обслуживание системы питания заключается в своевременной проверке герметичности и крепления топливопроводов, трубопроводов впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов, действия тяг приводов дроссельных и воздушной заслонок карбюратора, в проверке работы ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала один раз в год (осенью), в очистке и промывке топливных и воздушных фильтров, в разборке, промывке и регулировке карбюратора два раза в год (весной и осенью).

Недостаточный и несвоевременный уход за приборами системы питания, трубопроводами, приводами управления подачей топлива и воздуха может привести к подтеканию топлива, опасности возникновения пожара, нарушению подачи топлива, переобогащению и переобеднению горючей смеси, перерасходу топлива, нарушению нормальной работы двигателя, потерям мощности и приемистости, затруднительному пуску и неустойчивой работе двигателя на холостом ходу. Перед тем как приступить к снятию и разборке карбюратора или бензонасоса, необходимо убедиться, что причиной ухудшения работы автомобиля не являются дефекты других узлов и систем, особенно системы электрооборудования.

Техническое состояние приборов и устройств системы питания карбюраторных двигателей проверяют как при неработающем, так и при работающем двигателе.

При неработающем двигателе проверяют:

  • количество топлива в баке;
  • состояние прокладок под пробкой наливной горловины топливного бака;
  • крепление топливного бака, топливопроводов, штуцеров и тройников;
  • плотность соединений и крепление фильтра-отстойника, топливного насоса, карбюратора, воздушного фильтра, впускного и выпускного трубопроводов и глушителя.

При работающем двигателе проверяют:

  • отсутствие течи топлива в местах соединений топливопроводов, топливного бака и карбюратора;
  • состояние прокладок под крышкой поплавковой камеры карбюратора, впускного и выпускного трубопроводов;
  • фильтр-отстойника;
  • фильтр тонкой очистки.

Неисправности, возникающие в системе питания в большинстве случаев приводят к образованию бедной или богатой смеси.

Кроме перечисленных работ по осмотру и контролю, приборы системы питания карбюраторных двигателей подвергают периодической проверке и регулировке.

К топливной системе относят топливный бак, топливопроводы, топливный насос, фильтр тонкой очистки топлива, датчики, карбюратор. Принцип действия карбюраторной системы питания заключается в следующем (рис 29).

Рис. 29.
Принципиальная схема карбюраторной системы питания:
1 — топливопровод; 2 — топливный насос; 3 — воздушный фильтр; 4 — распылитель; 5 — смесительная камера; 6 — глушитель; 7 —выпускной клапан; 8 — поршень; 9 — цилиндр; 10 — впускной клапан; 11 — поплавковая камера карбюратора; 12 — топливный бак

При вращении коленвала начинает действовать топливный насос, который через сетчатый фильтр засасывает бензин из бака и нагнетает его в поплавковую камеру карбюратора. Перед насосом или уже после него бензин проходит через фильтр тонкой очистки топлива. При движении поршня в цилиндре вниз из распылителя поплавковой камеры вытекает топливо, а через воздушный фильтр засасывается очищенный воздух. В смесительной камере струя воздуха смешивается с топливом, ббразуя горючую смесь. Впускной клапан открывается, и горючая смесь поступает в цилиндр, где на определенном такте она сгорает. После этого открывается выпускной клапан, и продукты сгорания по трубопроводу поступают в глушитель, а оттуда выводятся в атмосферу.

Главной неисправностью системы питания бензинового двигателя с карбюратором является увеличение расхода топлива (богатая смесь, повышенное содержание СО и СН в отработавших газах). Основные причины:

  • увеличение пропускной способности топливных жиклеров;
  • уменьшение пропускной способности воздушных жиклеров;
  • заедание клапана экономайзера, его неплотное закрытие, преждевременное открытие;
  • загрязнение воздушного фильтра;
  • воздушная заслонка полностью не открывается;
  • увеличение уровня топлива в поплавковой камере.

Переобеднение горючей смеси, пониженное содержание СО и СН в отработавших газах. Основные причины:

  • уменьшение уровня топлива в поплавковой камере;
  • заедание игольчатого клапана поплавковой камеры в верхнем положении;
  • загрязнение топливных жиклеров;
  • слабое давление, развиваемое топливным насосом.

Двигатель не работает при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Основные причины:

  • нарушение регулировки системы холостого хода карбюратора;
  • засорение жиклеров системы холостого хода;
  • нарушение уровня топлива в поплавковой камере;
  • подсос воздуха в карбюратор;
  • подсос воздуха в шланг вакуумного усилителя;
  • дроссельные заслонки не возвращаются в исходное положение, когда педаль управления находится в исходном положении;
  • нарушение работоспособности экономайзера принудительного холостого хода;
  • попадание воды в карбюратор.

Двигатель не увеличивает частоту вращения, «выстрелы» в карбюраторе. Основные причины:

  • слабая подача топлива в поплавковую камеру;
  • засорение жиклеров и распылителей;
  • клапан экономайзера не открывается или засорен;
  • подсос воздуха через неплотности крепления карбюратора и впускного коллектора.

Увеличение содержания СО и СН в отработавших газах в режиме минимальной частоты вращения коленчатого вала. Основными причинами являются:

  • неправильная регулировка системы холостого хода;
  • засорение каналов и воздушных жиклеров системы холостого хода;
  • увеличение пропускной способности топливных жиклеров холостого хода.

Прекращение подачи топлива. Основными причинами являются:

  • засорение фильтров;
  • повреждение клапанов или диафрагмы топливного насоса;
  • замерзание воды в топливопроводах (рис. 30).


Рис. 30. Стрелками обозначены места отсоединения топливопроводов при обнаружении дефектов системы питания: 1 — воздушный фильтр; 2 — карбюратор; 3 — топливопроводы; 4 — трубка для сообщения бака с атмосферой; 5 — топливный бак; 6 — топливный насос; 7 — пробка бака с прокладкой; 8 — рычаг ручной подкачки топлива; 9 — хомут крепления бака

Техническое обслуживание и устранение неисправностей в системе питания

Перед каждым выездом следует проверять путем внешнего осмотра соединения топливопроводов, карбюратора, и топливного насоса (рис. 31), чтобы убедиться в отсутствии подтекания топлива. После прогрева необходимо проверить устойчивость работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала, резко открыв дроссельные заслонки и быстро их закрыв.

Рис. 31.
Топливный насос автомобилей ВАЗ:
1 — выпускной штуцер; 2 — крышка насоса; 3 — уплотнительная прокладка; 4 — впускной клапан; 5 — впускной штуцер; 6 — верхняя часть корпуса насоса; 7 — диафрагма; 8 — шток; 9 — пружина; 10 — рычаг ручной подкачки; 11 — выпускной клапан

Через каждые 15 тыс. км:

  • проверяют и подтягивают болты и гайки крепления воздухоочистителя к карбюратору, топливного насоса к блоку цилиндров, карбюратора к впускному трубопроводу, впускного и выпускного трубопроводов к головке блока цилиндров, приемной трубы глушителя к выпускному трубопроводу, глушителя к кузову;
  • снимают крышку, вынимают фильтрующий элемент воздухоочистителя и заменяют его новым; при работе в условиях запыленности фильтрующий элемент меняют дважды за 15—20 тыс. км пробега;
  • меняют фильтр тонкой очистки топлива; при установке нового фильтра необходимо обращать внимание на стрелку на его корпусе, которая должна быть направлена по ходу движения топлива к топливному насосу;
  • снимают крышку топливного насоса, вынимают сетчатый фильтр, промывают его, а также полость корпуса насоса, бензином, продувают сжатым воздухом клапаны и устанавливают все детали на место;
  • выворачивают пробку из крышки карбюратора, вынимают сетчатый фильтр, промывают его бензином, продувают сжатым воздухом и ставят на место.

После каждых 20—25 тыс. км пробега автомобиля, кроме перечисленных работ, очищают карбюратор и проверяют его работу. Для проверки работы карбюратора необходимо:

  • снять крышку и удалить загрязнения из поплавковой камеры, для чего надо отсосать из нее резиновой грушей топливо вместе с загрязнениями;
  • камеру ветошью протирать нельзя, чтобы не засорить ворсом каналы и жиклеры;
  • продуть жиклеры и каналы карбюратора сжатым воздухом с помощью компрессора или шинного насоса с конусной насадкой;
  • проверить и отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора; проверить работу системы ЭПХХ карбюратора;
  • проверить и при необходимости отрегулировать карбюратор по государственным стандартам по охране природы и требованиям безопасности.

Техническое обслуживание воздушного фильтра

Через каждые 20—30 тыс. км пробега, фильтрующий элемент воздушного фильтра заменяют, через 10—15 тыс. км пробега прочищают. Выполняя техническое обслуживание воздушного фильтра, необходимо протереть корпус фильтра, если необходимо, бензином, отделяя отложения пыли при помощи жесткой щетки. Для этого отвертываем гайки или открываем скобы на крышке воздушного фильтра, снимаем ее, достаем фильтрующий элемент. Закрываем чистой тряпкой входное отверстие карбюратора. Если набивка бумажная, вытряхиваем ее. Фильтрующий элемент двухлетней давности заменяем новым.

Сухой тряпкой протираем изнутри корпус воздухоочистителя, ставим сменный фильтрующий элемент, закрываем крышку и завинчиваем гайки или закрываем скобы. В некоторых автомобилях одновременно со сменой фильтра можно поменять и масло.

Техническое обслуживание и устранение неисправностей топливного насоса

Через каждые два года проводят техническое обслуживание насоса, промывая его сетчатый фильтр. После пробега первых 5 тыс. км и затем через каждые 30 тыс. км пробега следует промывать в неэтилированном бензине и продувать сетчатый фильтр насоса — сетку, которая находится в его верхней части. Чтобы достать фильтр и прокладку, необходимо отвернуть крепления крышки насоса, снять крышку. Фильтр прочищают, а прокладку, если нужно, заменяют.

Техническое состояние бензонасоса определяют по развиваемому давлению, производительности и герметичности клапанов. Работоспособность топливного насоса устанавливают без применения приборов путем отсоединения топливопроводов от карбюратора. При перемещении рычага ручной подкачки или при прокручивании коленчатого вала стартером исправный насос должен подавать топливо, а со стороны всасывающего трубопровода должно быть разряжение.

Залегание клапанов насоса или разрыв диафрагмы могут быть одной из причин плохой работы насоса. Для проверки работоспособности клапанов сжатый воздух нагнетают в нагнетательный и всасывающий топливопроводы. Исправный выпускной клапан не должен пропускать воздух, а впускной — свободно открываться. Залегание клапанов устраняют сдвигом их с места заостренной деревянной палочкой. Если таким образом герметичность клапана не восстанавливается, его нужно снять. Рабочие поверхности седел зачищают мелкозернистой наждачной шкуркой и проверяют на пятно контакта, которое должно быть непрерывным по окружности.

Если у клапанов повреждена или затвердела резина, их необходимо поменять. Меняют также и пружины, если они потеряли упругость. Для ремонта бензонасосов, как правило, применяют ремонтные комплекты, в которые входят диафрагмы, прокладки, а также клапаны с пружинами и обоймами.

Часто для определения давления, развиваемого насосом, не снимая его с автомобиля, пользуются специальным прибором, состоящим из манометра, гибких шлангов, запорного крана, скобы крепления прибора на двигателе и набора штуцеров с разной резьбой для использования в двигателях различного типа (рис. 32).

Рис. 32.
Прибор для проверки топливных насосов непосредственно на автомобиле:
1,4 — шланги; 2 — кран; 3 манометр

Показания прибора сравнивают с требуемыми значениями. Герметичность впускного клапана проверяют, перекрыв запорный клапан, по остаточному давлению на манометре через 30 с после остановки двигателя. Этим же прибором можно определить герметичность впускного игольчатого клапана.

Техническое состояние топливного насоса более полно определяют, снимая его с автомобиля, на специальном приборе. С помощью этого прибора устанавливают производительность насоса, состояние его клапанов, развиваемое давление, уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, исправность впускного игольчатого клапана.

Техническое обслуживание и устранение неисправностей карбюратора

Различные автомобильные компании используют различные карбюраторы. Принципиальных отличий между ними, однако, немного. Так, например, карбюратор автомобилей ВАЗ—2108 и ВАЗ—2109, оборудованных системой снижения токсичности, отличается от обыкновенной модели ВАЗ—2108 следующим: введена электронная система управления смесеобразованием карбюратора; пусковое устройство полуавтоматическое с активаторами холостого хода и главной дозирующей системы. Внешний вид карбюратора ВАЗ—21083—1107010—62 показан на рис. 33.

Рис. 33.
Внешний вид карбюратора BA3-21083-1107010-62:
1 — рычаг привода блокировки второй камеры; 2 — регулировочный винт количества смеси холостого хода; 3 — блок подогрева карбюратора; 4 — патрубок вентиляции картера двигателя; 5 — рычаг привода ускорительного насоса; 6— упор пускового устройства; — патрубок отвода паров бензина из поплавковой камеры; 8 — актюатор системы холостого хода; 9 — крышка карбюратора; 10 — патрубок подвода топлива; 11 — метки для правильной установки биметаллической пружины пускового устройства; 12 — полуавтоматическое пусковое устройство; 13 — корпус карбюратора; 14 — рычаг дроссельной заслонки; 15 — рычаг управления дроссельными заслонками; 16 — штифт рычага блокировки второй камеры

Техническое состояние карбюратора оказывает большое влияние на мощность и экономичность двигателя. Поддержание карбюратора в исправном состоянии является одной из основных целей технического обслуживания системы питания двигателя. Уход за карбюратором состоит в постоянном содержании его в чистоте, подтяжке крепления, устранении подтекания топлива, в периодическом контроле и регулировке с применением специальных приборов. Следует периодически удалять отстой и очищать карбюратор, промывать его в чистом керосине или неэтилированном бензине с последующей продувкой сжатым воздухом. Промывка карбюратора или другими растворителями не допускается.

Техническое обслуживание карбюратора в основном сводится к регулировке частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу.

Снятие и установка карбюратора

Снимать и устанавливать карбюратор, а также крепить и подтягивать гайки крепления можно только на холодном карбюраторе, при холодном двигателе.

Перед тем, как снять карбюратор необходимо предварительно снять воздушный насос. Затем от сектора управления дроссельными заслонками отсоединяют трос и возвратную пружину, тягу и оболочку тяги привода воздушной заслонки. Далее выворачивают винт крепления, снимают блок подогрева карбюратора, отсоединяют от карбюратора электрические провода концевого выключателя карбюратора или (в некоторых других автомобилях) экономайзер принудительного холостого хода, отворачивают гайки крепления карбюратора и снимают карбюратор.

После снятия карбюратора закрывают заглушкой входное отверстие впускной трубы.

Установка карбюратора производится в обратном порядке.

Для разборки карбюратора (рис. 34) необходимо вывернуть винты крепления крышки карбюратора и аккуратно, чтобы не повредить прокладку, поплавок и трубки эконостата (дозирующая система с жиклером в топливозаборной трубке) и переходной системы второй камеры, снять крышку.

Рис. 34.
Детали крышки карбюратора:
1 — ось поплавка; 2 — игольчатый клапан; 3 — поплавок; 4 — прокладки крышки карбюратора; 5 — крышка пускового устройства в сборе; 6 — упор плунжера; 7 — диафрагма пускового устройства; 8 — прокладка; 9 — рычаг воздушной заслонки; 10 — акпоатор системы холостого хода; 11 — топливный жиклер актюатора; 12 — крышка карбюратора; 13 — топливный фильтр; 14 — патрубок подачи топлива; 15 — корпус полуавтоматического пускового устройства в сборе с рычагами привода; 16 — регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры; 17 — хомут крепления корпуса биметаллической пружины; 18 — жидкостная камера; 19 — корпус с биметаллической пружиной в сборе; 20 — экран биметаллической пружины; 21 — тяга рычага приоткрывания дроссельной заслонки

Если необходимо разобрать крышку карбюратора, нужно начать с того, что оправкой осторожно вытолкнуть ось поплавков из стоек и снять их. Затем необходимо снять прокладку крышки, вывернуть седло игольчатого клапана, топливопровод подачи топлива и вынуть топливный фильтр. Затем выворачивают актюатор системы холостого хода и вынимают топливный жиклер актюатора. Далее выворачивают болт и снимают жидкостную камеру, хомут крепления корпуса биметаллической пружины, пружину и ее экран. Если необходимо, отсоединяют корпус полуавтоматического пускового устройства, его крышку, диафрагму, упор плунжера, регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки, тягу рычага приоткрывания дроссельной заслонки. Разборку начинают со снятия крышки ускорительного насоса с рычагом и диафрагмой. Затем вынимают распылитель ускорительного насоса с клапаном. Из диффузоров вынимают за корпус распылители первой и второй камер, отворачивают гайку оси дроссельной заслонки первой камеры, снимают кулачок привода ускорительного насоса и шайбу.

Далее при помощи шурупа вынимают пластмассовую заглушку и выворачивают регулировочный винт состава смеси холостого хода. Выворачивают актюатор главной дозирующей системы и вынимают топливный жиклер актюатора. Снимают возвратную пружину диафрагмы с ее уплотнительным кольцом, выворачивают главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками и главные топливные жиклеры главных дозирующих систем.

Сборка карбюратора производится в обратном порядке. Здесь нужно обратить внимание на следующее. Поплавок должен свободно поворачиваться на своей оси, не задевая стенок камер; игольчатый клапан должен свободно, без перекосов и заеданий, скользить в гнезде; чтобы при сборке не перепутать местами жиклеры, необходимо обратить внимание на их маркировку и при установке руководствоваться тарировочными данными карбюратора. При сборке ускорительного насоса нужно наживить винты крепления крышки, нажать на рычаг привода до упора, завернуть винты и отпустить рычаг.

Разобранные узлы и детали карбюратора необходимо промыть бензином и продуть сжатым воздухом. Не допускается чистить металлической проволокой жиклеры, форсунки, каналы и отверстия карбюратора. Необходимо осмотреть прокладки карбюратора, поврежденные заменить новыми; проверить герметичность клапана, проверить на герметичность поплавок перед установкой его в крышку корпуса карбюратора.

Регулировка системы холостого хода

Неправильная регулировка системы холостого хода является основной причиной неустойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала. Система холостого хода карбюратора — самая нестабильная из всех систем карбюратора. При пробеге 8 тыс. км она изменяет свои первоначальные регулировочные параметры. Признаком того, что, возможно сбилась регулировка холостого хода является то, что автомобиль внезапно глохнет во время движения.

Работа двигателя в режиме холостого хода характеризуется неблагоприятными условиями сгорания и воспламенения топ-ливно-воздушной смеси, из-за чего увеличивается количество выделяемых токсичных компонентов. Система холостого хода карбюратора является системой, которая регулируется в процессе эксплуатации автомобиля на работающем двигателе без снятия карбюратора. Регулировка системы холостого хода дает возможность изменять коэффициент избытка воздуха в широких пределах, что может привести к неоправданному расходу топлива и повышению токсичности отработавших газов. Поэтому после ремонта двигателя, систем питания и зажигания, при проведении технических осмотров предусмотрена обязательная проверка на токсичность, на содержание оксида углерода и углеводородов при работе двигателя на холостом ходу. Из-за неправильной регулировки системы холостого хода расход топлива может увеличиваться до 35%, а содержание СО и СН в отработавших газах — в 3—5 раз.

Как правило, регулировка системы холостого хода осуществляется двумя винтами: винтом состава смеси — винтом качества и винтом подачи дополнительного воздуха или винтом упора дроссельной заслонки — винтом количества. Расположение винтов у разных карбюраторов различное. Расположение регулировочных винтов карбюраторов для автомобилей ВАЗ—2101, ВАЗ—2107 одинаковое.

Перед регулировкой системы холостого хода необходимо проверить исправность системы выпуска автомобиля, правильность регулировки клапанного механизма и установки начального угла опережения зажигания. Для этого следует установить сезонный регулятор подачи воздуха в положение для забора воздуха летом, прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 85-95°С и полностью открыть воздушную заслонку.

Если частота вращения не соответствует технической характеристике автомобиля, ее устанавливают винтом регулировки частоты вращения — винтом количества. Винт состава смеси — винт качества поворачивают в ту или иную сторону, устанавливая, таким образом^ максимальную частоту вращения. Затем винтом упора дросселя снижают ее до минимального уровня, следя при этом за показаниям газоанализатора. Содержание токсичных компонентов изменяют не ранее, чем через 20 с после достижения устойчивой работы двигателя. Если содержание токсичных веществ больше нормы, поворачивают винт состава смеси и добиваются нужных показателей. При регулировке оптимальное содержание СО должно находиться в пределах 0,5—1,0%. Если содержание СО будет менее 0,3—0,5%, то это может привести к такому обеднению смеси, при котором происходят пропуски зажигания в отдельных цилиндрах, следует повышенный выброс СН, двигатель работает неустойчиво, увеличивается расход топлива.

Если регулировка не снижает уровень СН в отработавших газах, это свидетельствует о неисправностях других систем и механизмов, главным образом, системы зажигания.

На винтах состава смеси карбюраторов расположены пластмассовые ограничительные втулки, которые позволяют проворачивать винт состава смеси на малую величину — 0,5 оборота, что не дает бесконтрольно в больших пределах изменять в процессе работы двигателя состав смеси, приготавливаемой системой холостого хода, а значит, и содержание токсичных компонентов в отработавших газах. Если ход винта состава смеси — винта качества недостаточен, двигатель останавливают, срезают головку ограничительной втулки, удаляют ее и регулируют холостой ход вновь.

Проверка регулировки холостого хода

Правильность проверки регулировки подтверждают, резко нажимая и отпуская педаль управления дроссельной заслонки. Если двигатель увеличивает частоту вращения плавно, без перебоев, а при отпускании педали не глохнет, значит, регулировка произведена правильно. В противном случае необходимо увеличить частоту вращения винтом упора дросселя и проверить содержание токсичных компонентов, установив пробоотборное устройство газоанализатора в выпускную трубу автомобиля.

Устанавливают обороты холостого хода, пользуясь тахометрами или иными измерительными приборами, подключая их согласно инструкциям и только при выключенном зажигании. Необходимую частоту вращения коленчатого вала устанавливают по тахометру винтом количества смеси, затем винтом качества смеси регулируют содержание окиси углерода в отработавших газах.

Минимальный расход топлива означает, что в отработавших газах находится минимальное содержание углеводородов, что примерно соответствует моменту прекращения увеличения частоты вращения коленчатого вала. Здесь следует иметь в виду, что минимальное содержание СО в отработавших газах не отвечает оптимальному положению винтов состава смеси — винтов качества, так как в этом случае она может быть настолько бедной, что в отдельных цилиндрах возможно появление пропусков зажигания, что приводит к повышенному выбросу углеводородов и расходу топлива. Образование бедной смеси может быть причиной того, что двигатель не развивает полной мощности, а в карбюраторе слышатся хлопки. Причиной этого может быть и засорение жиклеров, а также каналов в карбюраторе, загрязнение топливопроводов, замерзание воды в топливопроводе или баке. Возможен также подсос воздуха в местах соединения частей карбюратора, фланца карбюратора с выпускным трубопроводом, фланца впускной трубы с блоком цилиндров из-за ослабления креплений или повреждения прокладок.

Проверка содержания токсичных веществ в режиме повышенной частоты вращения коленчатого вала производится для определения работоспособности главной дозирующей системы карбюратора.

Если выброс токсичных газов при проверке оказывается больше нормы, следует снять карбюратор, проверить уровень топлива, состояние впускного клапана карбюратора, пропускную способность воздушных и топливных жиклеров и т.д.

Техническое обслуживание карбюраторов зарубежных автомобилей, как правило, не производится, так как каждый карбюратор испытывают и регулируют на предприятии-изготовителе, и изменять эту регулировку нежелательно. Причиной высокого потребления бензина и пониженной мощности двигателя обычно являются не карбюратор, а стиль езды и условия эксплуатации. Кроме случаев крайней необходимости, разбирать карбюратор не рекомендуется.

Техническое обслуживание топливного фильтра карбюратора зависит от модели автомобиля. В одних моделях сетчатый фильтр карбюратора заменяют раз в два года, через каждые 20—30 тыс. км, в других после первых 2 тыс. км пробега, затем через каждые 10 тыс. км его промывают в бензине и продувают.

В карбюраторной системе поиск неисправностей и их устранение начинают с проверки наличия топлива в баке по прибору, а также окуная в бак с топливом чистый пруток. При наличии топлива проверяют, не загрязнена ли трубка для сообщения внутренней полости топливного бака с атмосферой. Если трубка забивается, в баке создается вакуум, и бензин не подается к топливному насосу.

Затем необходимо определить, подается ли топливо в карбюратор. Для этого следует отсоединить топливопровод от входного штуцера карбюратора и при помощи рычага ручкой подкачки топливного насоса проверить, выходит ли топливо из топливопровода, подходящего к карбюратору. Если струя топлива неровная, с пузырьками воздуха, необходимо проверить топливный насос и соответствующие топливопроводы. Если струя топлива сильная и ровная, без пузырьков воздуха, топливный насос и топливопроводы, идущие от бака к карбюратору, исправны. Значит, причину отсутствия подачи топлива нужно искать в соединениях между топливопроводом подачи топлива в карбюратор и карбюратором, между частями самого карбюратора, соединенными через прокладки.

Подтягиваем гайки крепления карбюратора к топливопроводу, который идет от насоса в карбюратор, и, если нужно, заменяем уплотнительные прокладки. Затем соединяем топливопровод с карбюратором и вновь запускаем двигатель.

Если после этих действий топливо не поступает в поплавковую камеру карбюратора двигателя и двигатель не запускается, следует проверить и отремонтировать карбюратор.

Проверка работы терморегулятора воздушного фильтра

Положение заслонки у снятого терморегулятора проверяют при температурах 25°С и 35°С. При 25°С заслонка должна полностью перекрывать патрубок подачи холодного воздуха. При 35°С заслонка должна полностью перекрывать патрубок подачи подогретого воздуха. Если этого не происходит, необходимо отрегулировать ее положение вращением термосилового элемента и повторить проверку.

При снятии воздушного фильтра сначала необходимо достать фильтрующий элемент, затем отвернуть гайки, крепящие корпус фильтра к карбюратору, и, отпустив хомуты или открыв зажим, снять гофрированный шланг заборника подогретого воздуха. Далее снимают корпус в сборе с терморегулятором.

При установке воздушного фильтра для снижения шума впуска крышку нужно располагать так, чтобы стрелки на приемном патрубке корпуса и самой крышке были направлены навстречу друг другу.

Проверка топливного бака

Если при продувке топливного бака воздухом топливо в нем не бурлит, значит, топливный бак загрязнен. Возможно, засорился сетчатый фильтр топливного бака, замерзла вода в его приемной трубке или в нижней части бака скопилось много отстоя.

Отстой при необходимости можно удалить через сливное отверстие, а топливный бак промыть бензином или горячей водой с растворенным в ней моющим средством.

При использовании топлива, хранящегося в бочках, канистрах, необходимо следить, чтобы в бак при заправке не попадала скопившаяся на дне грязь. Если на линии стыка обнаружена течь, ее нужно запаять мягким припоем. Перед пайкой бак хорошо промывают и пропаривают. Бак не должен содержать паров бензина, чтобы при пайке не произошел взрыв.

Проверка топливопровода

Если при продувке топливопровода, идущего к топливному баку, не слышно бурления в топливном баке, значит, при продувке не проходит воздух. При обычном засорении его промывают и продувают, но чаще всего закупорка происходит зимой из-за замерзания воды в топливопроводе. Прогреть топливопровод можно с помощью грелки с водой. Можно поставить автомобиль в теплый гараж и дать воде оттаять.

Проверка топливного насоса

Если от топливного насоса к карбюратору идет слабая и неровная струя топлива, возможно, неисправен топливный насос. Причина может быть в сетчатом фильтре топлива. Чтобы очистить его, насос снимать необязательно.

Кроме этого, причина неисправности может быть в ослаблении крепления топливного насоса к двигателю, винтов крепления крышки топливного насоса, в соединениях топливопровода. Если неисправность после укрепления не устраняется, необходимо снять и проверить сам насос.

Если при работе с топливным насосом вытекает бензин, это огнеопасно, поэтому поблизости не должно быть открытого огня. Как и при любых работах с топливной системой, в этом случае рядом должен быть огнетушитель. Желательно работать в перчатках, чтобы бензин не попадал на кожу. В помещении, где производится ремонт, должна быть хорошая вентиляция.

Чтобы установить причины неисправности топливного насоса, необходимо отсоединить от него топливопровод, идущий к карбюратору, и проверить действие насоса с помощью рычага ручной подкачки. Если рычаг ручной подкачки топливного насоса перемещается свободно, необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на один оборот и вновь подкачать топливо рычагом ручной подкачки.

Если для перемещения рычага подкачки необходимо значительное усилие, а топливо выталкивается из выпускного штуцера сильно пульсирующей струей, значит, топливный насос исправен, а причина неполадок — в засорении топливопровода.

Если под действием рычага ручной подкачки насос работает, а при проворачивании коленвала стартером или пусковой рукояткой работает с перебоями или вообще не работает, а струя топлива из выходного штуцера слабая или ее нет, то чаще всего причина состоит в износе эксцентрика распределительного вала и толкателя привода.

Чтобы восстановить нормальную подачу топлива необходимо приблизить толкатель к эксцентрику распределительного вала, поменяв прокладку между корпусом топливного насоса и картером двигателя на более тонкую.

Если пульсирующей струи топлива из топливного насоса нет, необходимо продуть топливопровод, ведущий от топливного насоса к бензобаку. Продувка производится насосом, которым накачивают колеса. Если при прокачке топливо в баке бурлит — топливопровод не засорен. Это еще одно доказательство неисправности топливного насоса.

Топливный насос нужно внимательно осмотреть: не вытекает ли из него топливо?

Если топливо подтекает, это указывает на повреждение диафрагмы топливного насоса или нарушение герметичности в соединении ее со штоком. Герметичность соединения нужно восстановить. Для этого разбирают топливный насос, снимают верхнюю часть его корпуса и подтягивают крепление диафрагмы на штоке. Если диафрагма испорчена, ее заменяют. Если новой диафрагмы нет, работоспособность топливного насоса можно временно восстановить, установив между дисками разорванной диафрагмы три слоя полиэтиленовой пленки.

При утечке топлива между составными частями топливного насоса нужно равномерно затянуть соединительные винты, а также, если необходимо, прочистить или заменить прокладку сетчатого фильтра или фильтр.

Если при проверке топливного насоса из выпускного штуцера выходит слабая струя топлива, то причиной этого чаще всего бывают залипание впускного и выпускного клапанов и сетчатого фильтра, потеря пружины диафрагмы, а также при повреждении диафрагмы — износ рычага привода топливного насоса, подсос воздуха. Для устранения неисправностей необходимо снять топливный насос, промыть и очистить клапаны и заменить неисправные детали.

Чтобы снять топливный насос, необходимо пережать, снять и закупорить топливные шланги. Для этого вначале отворачивают болт крепления крышки, снимают крышку и сетчатый фильтр. Затем вывертывают винты крепления корпуса и нижней крышки, разъединяют корпус и крышку, вынимают диафрагму и пружину. Сломавшуюся пружину выпускного клапана топливного насоса заменяют.

При повреждении диафрагмы бензонасоса может пострадать система смазки, так как бензин просачивается через неисправную диафрагму насоса и разжижает масло. Если давление масла падает по непонятным причинам, необходимо проверить и топливный насос.

Проверка топливного фильтра

Если в топливной системе обнаружены неполадки, вероятной причиной которых является неисправность карбюратора, то проверку следует начинать с топливного фильтра карбюратора.

Для проверки топливного фильтра необходимо вывернуть пробку топливного фильтра, вынуть сетчатый фильтр, промыть его бензином и продуть сжатым воздухом. При повреждении фильтра и патрубка подвода топлива их заменяют.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере

Если топливо в поплавковой камере отсутствует или уровень его ниже положенного при исправном сетчатом фильтре, возможно, топливо не поступает из-за загрязнения игольчатого топливного клапана крышки поплавковой камеры карбюратора.

Клапан должен свободно перемещаться в своем гнезде, а шарик не должен зависать. Загрязненный клапан промывают и продувают.

Если в работе двигателя появляются рывки, при частичной нагрузке плохой переход, большое потребление бензина; в поплавковой камере есть топливо, но его уровень не соответствует норме, что случается довольно редко, то причиной может быть сбившийся поплавок. Следует установить требуемый уровень топлива и одновременно с этим подогнуть ограничитель хода поплавка для установления хода клапана. Если отверстие в поплавке небольшое, его можно заклеить нитроклеем при срочном ремонте.

Проверка пускового устройства

Если пусковое устройство карбюратора автоматическое или полуавтоматическое, его не промывают. Обыкновенное пусковое устройство промывают бензином или ацетоном и продувают сжатым воздухом.

Проверка каналов и жиклеров

Если топливо в поплавковой камере на нормальном уровне, но двигатель не запускается, возможной причиной бывает засорение каналов и жиклеров карбюратора. Для проверки и прочистки каналов и жиклеров карбюратора, как правило, достаточно частично разобрать карбюратор: снять крышку поплавковой камеры. Каналы и жиклеры прочищают, продувая сжатым воздухом, промывая бензином.

При неустойчивой работе двигателя, когда он при отпускании педали акселератора сразу же глохнет, причина чаще всего заключается в засорении эмульсионного жиклера системы холостого хода. В этом случае необходимо вывернуть корпус этого жиклера, что удобнее сделать после снятия корпуса воздушного фильтра.

В некоторых карбюраторах жиклер вывертывают, предварительно отсоединив идущий к нему провод, вместе с электромагнитным клапаном, в который он вставлен.

При сильном загрязнении, осмолении жиклеры можно прочистить деревянной заостренной палочкой, смоченной ацетоном. Металлическим инструментом жиклеры не прочищают и не протирают их ворсистой тканью.

Проверка герметичности соединений в карбюраторе

В случае негерметичности соединений в карбюраторе подсос воздуха может происходить в местах соединения частей карбюратора, фланца карбюратора с выпускным трубопроводом, впускного трубопровода и корпуса дроссельных заслонок, что в последнем случае может вызвать сильные хлопки и увеличение расхода бензина.

Место подсоса можно обнаружить с помощью мыльной пены: в месте подсоса в пене образуется окно. Негерметичность соединения карбюратора с впускным трубопроводом обнаруживают также по появлению около соединения тонкой пленки топлива или по следам копоти, которая откладывается вокруг неплотности.

Сомнительные места протирают тряпкой, если есть подозрение на утечку топлива. После протирания утечки обнаружить легче, так как пленка топлива быстро распространяется по поверхности деталей. Если оказалось, что перебои в работе на малой частоте вращения вызваны подсосом воздуха между впускным трубопроводом двигателя и нижним фланцем карбюратора, сначала подтягивают (в последовательности крест-накрест) гайки крепления карбюратора.

При подтяжке креплений устраняются подсосы и в других точках карбюратора. Если подтяжка креплений не помогает, подсос воздуха продолжается, необходимо заменить уплотнительную прокладку, предварительно очистив от грязи соответствующие части. Гайки крепления карбюратора необходимо затягивать равномерно, чтобы фланец не перекосился.

Проверка ускорительного насоса

В ускорительном насосе проверяют легкость перемещения шарика в распылителе и свободу движения рычага и деталей диафрагмы. Заеданий быть не должно. Уплотняющие поверхности и прокладки должны прилегать плотно. Насос промывают в бензине, продувают сжатым воздухом, неисправные детали не ремонтируют, а заменяют.

Регулировка повышенной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода производится на карбюраторах, оборудованных автоматической системой запуска. Чтобы провести регулировку, необходимо демонтировать крышку пускового устройства и закрыть воздушную заслонку с одновременным приоткрытием дроссельной заслонки. В зависимости от модели карбюратора упорный рычаг в корпусе пускового устройства должен находиться на последнем или ближайшем к нему выступе кулачка. Двигатель запускают, не нажимая на педаль акселератора, и измеряют частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода. В зависимости от модели автомобиля частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода должна составлять 1900—3000 об/мин. Регулировка может осуществляться путем изменения тяги пускового устройства или специальным регулировочным винтом.

Проверка и регулировка системы экономайзера

В карбюраторах с экономайзером диафрагма экономайзера должна быть целой и без повреждений. Если полная длина толкателя диафрагмы меньше минимально допустимой, необходимо заменить диафрагму в сборе с толкателем.

Неисправности системы экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) могут быть причиной неустойчивой, вплоть до остановки, работы двигателя на холостом ходу. В карбюраторах «Озон» нарушение работы двигателя на холостом ходу может быть вызвано нарушением подачи разрежения к пневмоклапану экономайзера принудительного холостого хода карбюратора из-за нарушения герметичности в соединениях шлангов и неисправности электропневмоклапана системы управления экономайзера принудительного холостого хода. Кроме этого, нарушение работы двигателя на холостом ходу может быть вызвано и неисправностью самого пневмоклапана.

Чтобы выявить неисправность, необходимо отсоединить вакуумную трубку пневмоклапана ЭПХХ от электропневмоклапана и подсоединить ее к входному трубопроводу. Если после этого двигатель заработал нормально, значит, неисправен электропневмоклапан управления, или на него не подается напряжение из-за обрыва цепи, или нарушен контакт с «массой», что легко проверить при помощи контрольной лампы или индикатора. Неисправный электропневмоклапан заменяют.

Если нормальная работа двигателя на холостом ходу не восстановилась, следует снять электропневмоклапан ЭПХХ с карбюратора и проверить его работу, подавая к нему разрежение. Работа электропневмоклапана нарушается обычно из-за повреждения диафрагмы. В этом случае его заменяют.

Чтобы проверить систему управления нужно подключить вольтметр одним выводом к выводу электропневмоклапана, идущему к электронному блоку управления, а другим — к «массе». На холостом ходу и при работе двигателя с открытой дроссельной заслонкой напряжение на карбюраторах «Озон» должно быть не менее 12 В.

Далее необходимо открыть дроссельную заслонку и повысить частоту вращения коленчатого вала до 4000 об/мин, затем дроссельную заслонку резко закрыть и опустить педаль газа. При этом напряжение упадет до 0,5 В и менее до достижения частоты вращения примерно 1200 об/мин на двигателях с карбюратором «Озон», после чего напряжение вновь восстановится. Если падения напряжения при резком закрытии дроссельной заслонки не произойдет, значит, неисправен электронный блок управления экономайзера принудительного холостого хода.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru