Рекомендации по техническому обслуживанию автомобиля. Виды технического обслуживания
Техническое обслуживание автомобиля, выполняемое автомехаником, включает следующие виды работ: уборочные, моечные, заправочные, проверочные работы, контрольно-диагностические, регулировочные, крепежные, электрокарбюраторные, шиноремонтные, смазочные работы, а также производится периодическая замена некоторых деталей, которая необходима через определенное время и пробег автомобиля.
Операции ежедневного технического обслуживания
При ежедневном техническом обслуживании выполняют контрольно-смотровые работы по агрегатам, системам и механизмам, обеспечивающим безопасность движения: действие тормозных систем; уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра; состояние шин, давление воздуха в шинах; состояние рулевого управления, освещения, сигнализации; уровень электролита в аккумуляторах.
Почти ежедневно либо через каждые 400—500 км пробега машины необходимо проверять уровень масла в картере двигателя, а также уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Кроме того, выполняются работы по обеспечению надлежащего внешнего вида автомобиля: мойка, уборка, полирование. Контрольно-смотровые работы (заправка автомобиля топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) необходимо осуществлять перед каждым выездом, а уборочно-моечные и заправочные — по мере необходимости.
Особое внимание при обслуживании автомобиля уделяют неисправностям, которые могут повлиять на безопасность движения. При этом обязательно устраняют выявленные неисправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрегатов и систем.
Неисправности и ослабление крепления деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, подлежащие обязательному устранению.
При регулировочных работах проверяются накладки колодок и тормозных барабанов (зазор), педали тормоза (свободный ход), стояночная тормозная система (привод), рулевое управление, подшипники колес, передние колеса (углы установки).
При контрольно-диагностических и крепежных работах осматриваются сошки и маятниковый рычаг рулевого управления, рулевой привод, рулевые тяги на шаровых пальцах и шаровые пальцы в гнездах, поворотный кулак, шаровые опоры, шкворни, диски колес, шины (состояние, крепление, дисбаланс), карданная передача, рессоры, пружины, амортизаторы, рычаги подвески, трубопроводы и шланги гидравлического тормозного привода, главный тормозной цилиндр, тормозные диски, колесные тормозные цилиндры на опорных дисках, двигатель, разделитель, регулятор давления тормозного привода, замки дверей, капота и багажника, крепления сидений, стекол, зеркал заднего вида, стеклоочистителя, стеклоомывателя, устройства обдува и обогрева ветрового стекла, системы вентиляции и отопления.
При обслуживании систем питания и выпуска газов необходимо проверить их герметичность, фары, передние и задние фонари, переключатели света, сигнал торможения, аварийную сигнализацию, световозвращатели, звуковой сигнал, изоляцию электропроводки.
Операции первого технического обслуживания автомобиля
Операции первого технического обслуживания обычно проводят через 1500, 3000 и 5000 км для разных моделей автомобилей, но не менее двух раз в год. При этом выполняют следующие виды работ:
моечно-уборочные — уборка салона, мойка и сушка автомобиля;
контрольно-диагностические работы, при которых проверяют действия рабочей тормозной системы на одновременное срабатывание и эффективность торможения, действия стояночной тормозной системы, тормозного привода, проверяют свободный ход рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, состояние шин и давления воздуха в них, приборов освещения и сигнализации;
работы осмотровые — осмотр и проверка кузова, стекол, номерных знаков, обивки сидений, действия дверных механизмов, стеклоочистителей, проверяют зеркала заднего вида, герметичность соединений систем смазочной, охлаждения и гидравлического привода выключения сцепления, резиновых защитных чехлов шарниров рулевых тяг, величину свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжение ремня вентилятора, уровни тормозной жидкости в питательных бачках главного тормрзного цилиндра и привода выключения сцепления, пружин и рычага в передней подвеске, штанг и стоек стабилизатора поперечной устойчивости;
работы крепежные — крепление двигателя, коробки передач и удлинителя, картера рулевого механизма и рулевой сошки, рулевого колеса и рулевых тяг, поворотных рычагов, зеркала заднего вида, соединительных фланцев карданного вала, дисков колес, приборов, трубопроводов и шлангов смазочной системы и системы охлаждения, тормозных механизмов и гидравлического привода выключения сцепления, приемной трубы глушителя;
во время крепежных работ — регулировка свободного хода педалей сцепления и тормоза, действия рабочей и стояночной тормозных систем, свободного хода рулевого колеса и зазора в соединениях рулевого привода, натяжения ремня вентилятора; доведение до нормы давления воздуха в шинах и уровней тормозной жидкости в питательных бачках главного тормозного цилиндра и привода выключения сцепления.
Кроме того, во время первого технического обслуживания очищают от грязи и проверяют приборы системы питания и герметичность их соединений;
проверяют действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок, регулируют работу карбюратора на режимах малой частоты вращения коленчатого вала двигателя.
В системе электрооборудования:
очищают аккумуляторную батарею и ее вентиляционные отверстия от грязи;
проверяют крепление, надежность контакта наконечников проводов с клеммами и уровень электролита;
очищают приборы электрооборудования от пыли и грязи;
проверяют изоляцию электрооборудования, крепление генератора, стартера и реле-регулятора.
Операции второго технического обслуживания автомобиля
Операции второго технического обслуживания рекомендуют проводить через 7 500, 12 000, 20 000 км пробега для разных моделей автомобилей, но не менее одного раза в год.
Перед выполнением второго технического обслуживания или в процессе его необходимо проводить углубленное диагностирование всех основных агрегатов, узлов и систем автомобиля для установления их технического состояния, определения характера неисправностей, их причин, а также возможности эксплуатации данного агрегата, узла или системы.
Выполняя операции второго технического обслуживания, кроме объема работ по первому техническому обслуживанию, выполняют ряд дополнительных операций:
осуществляют подтяжку гаек крепления фланца к ведущей шестерне главной передачи заднего моста и шарнирных пальцев крепления проушин амортизатора;
проводят регулировку усилия поворота рулевого колеса, тепловых зазоров клапанов, натяжения цепи привода механизма газораспределения, зазора между тормозными колодками и дисками колес, зазора в подшипниках ступиц передних колес.
Дополнительные операции при втором техническом обслуживании в системе питания автомобиля включают: проверку герметичности топливного бака и соединений трубопроводов, крепление карбюратора, устранение выявленных неисправностей. Снимают карбюратор и топливный насос, разбирают их, очищают и проверяют на специальных приборах состояние деталей. После сборки проверяют топливный насос на специальном приборе. Кроме того, проверяют легкость пуска и работу двигателя.
При обслуживании системы электрооборудования производят следующие операций:
проверяют степень заряда по напряжению элементов батарей под нагрузкой (при необходимости снимают батареи для подзарядки, состояние щеток и коллекторов генератора и стартера, работу реле-регулятора;
регулируют натяжение пружин якорей;
снимают свечи зажигания и проверяют их состояние;
очищают от нагара и регулируют зазоры между электродами;
снимают прерыватель-распределитель зажигания и очищают его наружную поверхность от грязи и масла;
проверяют состояние контактов и регулируют зазоры между ними;
смазывают вал прерывателя-распределителя;
проверяют состояние проводов низкого и высокого напряжения, регулируют действие приборов освещения и сигнализации.
Очистительные и смазочно-заправочные работы при техническом обслуживании необходимо проводить в соответствии с картами смазывания и рекомендациями предприятий-изготовителей.
Операции техобслуживания, производимые примерно после 30 000—45 ООО км пробега автомобиля, включают:
замену масла в автоматической трансмиссии;
промывку системы смазки двигателя;
замену масла в картере ведущего моста;
зачистку коллектора стартера, проверку износа и прилегания щеток;